Как молодые архитекторы Краснодара смотрят на развитие города
Наш собеседник – молодой архитектор Дмитрий Гераськин (архитектурная мастерская Юрия Щербинина) Существует ли мода в архитектуре? Нужен ли Краснодару единый облик? Как реконструировать исторический центр? Вот что об этом думает молодой архитектор. - Дмитрий Владимирович, расскажите, как вы пришли в профессию? С чего начинали? - Я окончил в 2005 году Кубанский государственный аграрный университет и начал работать в краснодарском архитектурном бюро «Группа 55». Мы занимались реализацией масштабного проекта «Немецкая деревня». Проектировал виллы, резиденции, жилые дома средней этажности. С 2012 года по приглашению почетного архитектора России Юрия Дмитриевича Щербинина работаю в его архитектурной мастерской. Среди наиболее значимых проектов, в которых принимал участие, могу назвать административно-торговый комплекс на углу улиц Красной и Пашковской (золотой диплом смотра-конкурса «Дни архитектуры-2009»), бизнесцентр на углу Головатого и Октябрьской (бронзовый диплом смотра-конкурса «Дни архитектуры-2008»), многоэтажный жилой дом с подземной автостоянкой на ул. Дунайской (серебряный диплом смотра-конкурса «Дни архитектуры-2009»), концепция реконструкции стадиона «Динамо», ЖК «Восход» на ул. Гидростроителей, многоэтажный жилой комплекс на ул. Сормовской (грамота Союза архитекторов России) и др. - Существует мнение, что в хорошо обустроенной окружающей среде меняются и человеческие потребности. А вот вам сегодня чем интересней заниматься: жилыми домами, общественными зданиями, возможно, благоустройством, скажем, дворов? - Мне интересны любые проекты – как индивидуальные жилые дома, так и крупные градостроительные комплексы. Важно, чтобы каждый проект был выполнен на высоком профессиональном уровне, несмотря на его масштабность. - А как вы вообще относитесь к понятию «молодой архитектор»? Некоторые вообще считают, что возрастного ценза у архитектуры нет, главное – профессионализм? - Да, существует такое определение, как молодой архитектор – это человек в возрасте до 35 лет, имеющий архитектурное образование. Молодые архитекторы интересуются новыми тенденциями в области архитектуры и дизайна, в том числе благодаря проводимым воркшопам, семинарам, лекциям известных мастеров, публикациям в печатных изданиях, и конечно же, всем этим, безусловно, вдохновляются и пытаются использовать в реализации проектируемых объектов. В идеале, чем старше человек, тем его профессиональные качества выше, приобретенный за годы работы опыт – богаче, поэтому никакого возрастного ценза в архитектуре, естественно, нет. - Краснодар и современная архитектура… Насколько совместимы эти понятия? Что из реализованного в краевом центре не стыдно было бы, на ваш взгляд, показать на международном уровне? - Современной качественной архитектуры, которую можно представлять интегрированной в мировой контекст, в городе практически нет. Но если приводить отдельные примеры, то это, безусловно, стадион ФК «Краснодар» и прилегающий к нему парк, которые построил Сергей Галицкий. Из интересных объектов можно назвать гостиницу Sheraton Four Points в составе «Экспоград Юг», ЖК «Шоколад», «Тургенев», фитнес-центр Kinext, ювелирный салон на ул. Красной, ТРК OZ Mall. - Сейчас в очередной раз разгорелись споры: каким должен быть наш исторический центр? Нужно ли его реконструировать или достаточно просто сохранять? - Город не должен останавливаться в своем развитии, ограничивать его потенциал в застройке нельзя. Наш исторический центр – это то, что нужно развивать, где нужно строить, но делать это очень аккуратно, деликатно, комплексно и на достойном уровне. В нем должен быть микс из различных функций, таких как жилье, офисы, торговые площади, парки и скверы, культурные и правительственные учреждения. Только тогда там закипит активная жизнь, а Краснодар приобретет интересную архитектуру. Можно много говорить о предназначении архитектуры, но в конечном итоге все упирается в финансовую составляющую – бюджет. Сегодня политику освоения капитала диктует девелопер, которому необходимо извлекать как можно больше прибыли из земельного участка, но при этом есть желание строить интересные и красивые здания. И здесь, чтобы получить достойный результат, необходимо находить баланс. - Вы знаете, каким образом? - Чтобы комплексно застроить один квартал, необходимо затратить колоссальные средства на расселение людей, демонтаж существующих строений, прокладку новых коммуникаций и реконструкцию памятников культурного наследия. Если девелопер зайдет на такой участок, то цена квадратного метра окажется очень высокой, возводить же 4-этажные здания ему будет невыгодно. Поэтому и важно находить баланс между этажностью строящихся зданий, ценой квадратного метра и качеством архитектуры. В городе сотни памятников культурного наследия, которые охраняются законом. Большинство из них срочно нуждается в реконструкции. Для того чтобы они имели достойный вид, техническую составляющую, нужно вкладывать деньги. Бюджетных средств, естественно, на все не хватит. Поэтому было бы правильно, чтобы пришедший в тот или иной квартал застройщик полностью взял на себя реконструкцию этих зданий, при этом комплексно определяя архитектурную мысль всего квартала. Ведь очевидно: если мы не занимаемся зданиями-памятниками, а инвестор комплексно не осваивает площадку, мы просто консервируем тот или иной квартал. А значит, в негодность приходит и наше культурное наследие. - То есть построить внутри квартала что-то современное, оставив по периметру 1-2-этажные старинные дома, – вы это предлагаете? А не будут ли эти новые дома мешать зрительному восприятию? - Строить новые здания внутри кварталов, определяя их различную высотность, необходимо, проведя анализ каждого конкретного участка, предварительно решив, какая этажность может быть внутри – с точки зрения обзора пешехода. Все архитектурные решения должны приниматься, исходя из конкретного угла обзора на тот или иной квартал. - Можно пример такого анализа? На каком-нибудь квартале улицы Красной? - Например, внутри квартала, ограниченного улицами Красной, Чапаева, Рашпилевской, Горького, можно размещать здания в 12-13 этажей – визуальный угол обзора пешехода с большинства точек это позволяет. В квартале напротив гостинцы Marriott также возможно построить высокое здание, которое будет «вести» градостроительный диалог с 24-этажной гостиницей. - Еще один вопрос, актуальный для Краснодара, во всяком случае, несколько лет назад им активно занимались, – единый облик города. Возможен ли он в краевом центре? - Давайте обратимся к мировому опыту. В Германии, например, архитекторы, местная власть определяют высотные регламенты: здесь выше какой-то точки застраивать нельзя. А вот здесь, напротив, этажность допускается вдвое выше. То есть должны быть определены визуальные акценты: здесь будет башня, какая-то высотка. А здесь, наоборот – все должно идти по линии определенной высоты. Немцы или чехи, как правило, не занимаются созданием единого архитектурного облика. Просто определяют в исторической зоне планку, выше которой нельзя расти. Но по архитектуре, формам там может быть все, что угодно: какой-нибудь кривой стеклянный надувной фасад, никак не связанный с соседним зданием. У нас же принято решать все в так называемом едином стиле – рядом с классическим должно стоять здание в таком же стиле. В мире сегодня делают иначе. - Что вы хотели бы построить в Краснодаре? Какой проект осуществить? И в чем смысл профессии архитектора? - Хотелось бы создавать качественную архитектурную среду, в которой было бы комфортно жить и работать людям. А такая среда, в свою очередь, благотворно влияла бы на их развитие. Благодаря нашему профессионализму должно происходить созидание здоровой архитектурной среды. «КИ» ранее писали, что в Новороссийске создадут уникальный комплекс на набережной. Читайте новости там, где удобно: Telegram, Twitter, Fb , Vk, Оk.