«С прищуром и кукишем»: открылась выставка пейзажей отца-основателя «Синих носов»
Работы в стиле пленэрной графики появились у Вячеслава после окончания 5-го курса архитектурного института в конце 80-х годов. Тогда еще Вячеслав не был известен как скандальный неоэкспрессионист. Работы доперестроечного периода – результат практики выпускника архитектурного института. На полотнах городские пейзажи старинных русских городов – Пскова, Новгорода, Ленинграда. Новосибирск представлен лишь одной работой – шторм над Обским морем. «В центре Новосибирска нет ни одного памятника архитектуры, не считая конструктивизма. Поэтому нас, и студентов, и преподавателей, посылали в Суздаль, Новгород, Псков, Ленинград для того чтобы приобщить к русской мировой культуре, – объясняет Вячеслав Мизин. – А двоечников отправляли в Томск – самый старый город в Сибири, где тоже очень серьезная культура. Это была эпоха безудержного рисования, пленэрного путешествия». Работы выполнены на кусках обоев, на некоторых сквозь акварельные краски проглядывают характерные ржавые подтеки. Автор выставки уверяет – это не эпатажный жест, всему виной нехватка во время создания картин материалов. «В то время не было материалов, а если они и были, то очень дорогими. Плюс на архитектурном факультете присутствовала некая соревновательность, мы пытались пожить дервишами, бедными художниками. Я рисовал акварелью и обычной щетиной, брал шкурные краски, иногда мелованные. Соответственно, и бумага использовалась любая», – объясняет Вячеслав. Скандальную известность арт-группе «Синие носы» принесло произведение под названием «Целующиеся милиционеры». Министерство культуры РФ оценило его крайне негативно. Подставные ли были полицейские – Вячеслав умолчал, говорит, технологические секреты на то и секреты. «Символично, что выставка проходит именно в Минкульте. Можно сказать, эта выставка – усмешка над той ситуацией, которая сложилась. Мизин – провокатор, берет и говорит – «Нет, на самом деле рисовать я умею, не только шиш могу вам показывать», – считает куратор Городского центра изобразительных искусств Петр Жеребцов. С художественной точки зрения сотрудник городского центра искусства оценивает работы неоэкспрессиониста так: «За эти работы можно выручить вполне себе круглую сумму, четыре-пять нолей за работу. Когда нет материалов и ресурсов, выжать максимум, выдать его с таким прищуром и с кукишем по отношению к другим, кто в этом воображаемом забеге участвует». От имени врио министра культуры региона Игоря Решетникова сотрудники областного Минкульта вручили неоэкспрессионисту благодарственное письмо. «Огромное спасибо Минкульту, который оказался очень мобильным, лояльным и даже как бы заинтересованным в этой выставке, что для меня отчасти удивительно», – отвечает художник-перформансист. Работы Вячеслава Мизина выставлялись в Брюсселе, Лондоне, Париже, Кельне и других мировых столицах искусства. Сейчас шедевры отца-основателя «Синих носов» хранятся во многих российских и зарубежных коллекциях, став частью истории российского современного искусства. «Искусство же ироническое, простое, анекдотическое. Открываешь интернет, видишь очень много эпигонов, людей, которые говорят, что мы сделаем лучше, потому что у вас допотопное, или как мы его называем «Тяп-ляп-арт», – говорит Мизин.