Айза Анохина: «Только в России женщины так часто ходят в салон красоты»
— Не скажу, что салон красоты — это была какая-то мечта детства, просто знакомые предложили сделать совместный бизнес. И я так втянулась в управление салоном, что когда мы разошлись (спустя три года), я решила сохранить этот бренд и всё то, что было сделано на протяжении предыдущих лет. Первоначальные средства для инвестирования, около 15 миллионов рублей, мне дал мой муж. Конечно, на старте было страшно, получится или нет, ведь когда ты вкладываешь в бизнес собственные деньги — это ещё большая ответственность. По своему прошлому опыту я понимала, что если перекладывать все задачи на других, при возникновении реальной проблемы тебе попросту не хватит знаний для её решения. В этот раз с самого начала я вникала абсолютно во все мелочи: от подписания договора с арендодателем до решения вопросов с пожарной инспекцией. Бухгалтерия, финансы, юридические вопросы, общение с персоналом — всё под моим контролем. Конечно, у нас есть управляющий, но, например, я сама выдаю зарплату и перечисляю налоги. Все спрашивают, как с такой загрузкой я могу жить длительное время на Бали. Это вовсе не проблема. ИП работает без печати, а директору я сделала нотариальную доверенность. Несколько раз мне присылали документы экспресс-доставкой (это занимает всего один день) — к двери подносят документ, я расписываюсь и отправляю, всё просто. Салон окупился за год. Мог и быстрее, если бы аренда стоила меньше и если бы я не покупала такую дорогую косметику. Помещение для аренды мы выбирали долго: важно было наличие парковки, витражных окон (я о них прямо-таки мечтала). К тому же за многими помещениями есть задолженности, и надо было тщательно проверять документы. Салон мы возводили с нуля, не было ни стен, ничего, зато мы стали первыми, кто сюда заехал. Для ремонта и для оформления понадобилось месяца четыре. Дизайн — стиль экоурбан, наша отличительная особенность, в Москве такого действительно нет. Я это точно знаю. Ещё одно наше преимущество — это профессионализм мастеров. К какому бы специалисту вы ни попали — вы точно останетесь довольны. Я, кстати, до сих пор ищу мастеров, потому что бизнес растёт, растёт и клиентская база. Например, к нам в июле пришли около 940 новых клиентов. Но даже когда не хватает специалистов, я всё равно не ставлю тех, в ком не уверена. Вместо четырёх стилистов в смену у меня выйдет два, но это те два стилиста, которые обладают топ-мастерством. Сейчас работает 25 человек, на старте было чуть меньше. На самом деле найти профессионалов — это самая большая проблема в салонном бизнесе. Именно найти мастеров, а не клиентов. Многие предпочитают работать на себя, делать это на дому или арендовать какие-то кабинеты. Но так или иначе, часть из них возвращается именно в салоны, потому что самостоятельно клиентов находить тоже непросто. В том числе чтобы растить для себя мастеров, мы открыли школу Ai Lab School. Три человека, прошедшие обучение, остались работать у нас в лаборатории — один специалист по макияжу и два по маникюру. А всех учениц мы отправляем на съёмки клипов, на разного рода журнальные фотосессии, они сразу полученные знания могут применить на практике. Но честно скажу, со школой ещё надо много работать. Кроме офлайн-курса у нас планируется и онлайн-обучение. Мы его тщательно продумали, занятия будут с домашними работами, и пока ты их не сдашь, не сможешь перейти на следующий этап. Непосредственный контакт с преподавателем, конечно же, лучше, но обратите внимание на ценовую политику: 1 500 рублей за онлайн-курс вместо 30 000 рублей за офлайн. И я уверена, если человек стремится научиться чему-то, у него всё получится. Приведу отвлечённый пример. Мне очень часто говорят: «А почему ты не отдашь своих детей в частную дорогую школу?», на что я отвечаю: «Если мой ребёнок захочет быть умным и развивать себя, он это сделает в любой школе, совершенно неважно, сколько я буду за неё платить». Вначале клиенты шли на моё имя, а сейчас идут уже на имя салона. При открытии никакой рекламной компании не вела, для привлечения людей использовала только свой инстаграм. Да, многие СМИ тоже поддержали меня, за что я им благодарна. Если говорить об обратной связи, то для меня она очень важна. Когда в соцсетях мы видим негативные комментарии (такое бывает очень редко), мы их отрабатываем, приглашаем гостя, даём ему бесплатную процедуру. Негативные отзывы бывают зачастую неправдоподобными, от тех людей, которые даже не пересекали порог салона. Но к сожалению, никуда от этого не деться — а мой салон хуже от этого не становится. Моё хобби и наш с мамой семейный бизнес — бренд одежды MO Moments. Изначально я сшила первую коллекцию на большом производстве, быстро её продала, но в тот период я как раз родила, и у меня не было сил продолжать в таком же темпе. И тут мама говорит: «У меня же есть ателье, давай я тебе буду здесь шить». Я говорю: «А давай!» Я ожидала, что как и при работе с фабрикой я буду ждать неделями, но тут спустя шесть часов мама звонит: «Айзочка, уже готово, я тебе сшила шесть платьев». Она сделала лекала и сшила шесть идеальных платьев! Сейчас у нас система выстроена так: я рисую обычный эскиз, а мама делает потом технический. Выбором тканей тоже занимается она, я лишь говорю свои предпочтения. Планов развития бренда пока нет, мне нравится семейный бизнес в таком формате, это некая реализация мечты. А вот лабораторию Ai Lab развивать планирую. Первый шаг — работа с франчайзи. Сейчас заключаем первые договоры, я ради этого в Москву и прилетела. В каких городах откроются салоны, пока не хочу говорить. Контроль, конечно, будет, потому что салон носит моё имя. Франшиза у меня стоит дорого (девять миллионов рублей. — Прим. ред.), поэтому её не могут себе позволить молодые девочки, чьи-то дочки или жёны; я бы хотела иметь дело именно с бизнесменами, которые рассчитывают получить готовый бизнес с быстрой окупаемостью. А вот открываться в Европе — нет. Как однажды сказала моя знакомая иностранка: «Я лучше куплю бутылку хорошего вина, чем схожу на маникюр». Только в России женщины так часто ходят в салон красоты, открывать в Европе или Америке не имеет никакого смысла. А вот над вторым салоном в Москве задумываюсь. Статьи по теме Самира Мустафаева: как любимое дело превратить в успешный бизнес Светлана Ефремова, основательница магазина «Сахарок»: «В бизнесе важно понимать свою аудиторию, а ещё лучше — быть её частью» Вера Холмова, основательница Sorelle: «Эпоха комфортной одежды убила в девушках женственность и стать» Мария Фикссон: «Не бойтесь, что всё придётся делать самостоятельно, если у вас нет инвестиций и больших денег» Запись "Айза Анохина: «Только в России женщины так часто ходят в салон красоты»" впервые появилась на сайте The-Challenger.ru.