Ингеборга Дапкунайте: Это все моя жизнь
Актриса Ингеборга Дапкунайте о вдохновляющих людях, стремлении делать хорошее и о том, в чем ей в жизни повезло. «Домашний Очаг": Ингеборга, что у вас лучше всего в жизни получается, как вы считаете? Ингеборга Дапкунайте: Я очень надеюсь, что играть. А в свободное от этого время могу неплохо вязать шапки. ДО: Какой вы представляли себя в детстве? Что сложилось так, а что совсем не так? ИД: Мое детство прошло в вильнюсском Театре оперы и балета, где работала бабушка. В четыре года я первый раз вышла на сцену и с тех пор в другой профессии себя не представляла. ДО: Сегодня родителям часто говорят, что девочек нужно воспитывать не по особенной формуле «хозяюшка-умница-аккуратистка», а просто хорошим человеком. Что вы об этом думаете? ИД: Не беру на себя ответственность рассуждать, как нужно воспитывать детей. Это личное дело каждого родителя. Не думаю, что, будь я мальчиком, меня воспитали бы как-то иначе. Самые важные человеческие качества одинаковы и для мужчин, и для женщин. ДО: Где в мире вам больше всего нравится чувствовать себя женщиной? Нравится ли вам больше мир, где перед нами открывают дверь, или где все равны и женщина может и дверь мужчине придержать, и за кофе рассчитаться? ИД: Мне комфортно существовать в обоих мирах. Приятно, когда мужчина открывает дверь, но и заплатить за кофе для меня не проблема. ДО: В последнее время часто приходится слышать о том, что старый мир уходит и все меняется настолько быстро, что никакие традиции, никакие старые смыслы, которые утешали, на них уже не опереться. Вам уютно жить в таком сегодня? ИД: Вчера, сегодня или завтра — это все моя жизнь. В ней нет старого или нового мира. Есть люди, которых я люблю, дело, которым занимаюсь, и мне нравится в этой реальности. ДО: Как вы думаете, вам в жизни везло или ваши успехи — заслуга только ваша? ИД: Вероятность использовать шанс или случайность будет больше, если в дело, которым занимаюсь, вложить труд и энергию. Мне в чем-то везло: я родилась в любящей и заботливой семье, могла учиться, работаю в профессии, которую люблю. ДО: Какую роль в вашей жизни играют деньги? Были ли в жизни времена, когда их не хватало? ИД: В СССР почти у всех было немного денег. Это мое детство. Но, когда я вспоминаю про него, деньги и их наличие не приходит в голову. Дети об этом не думают. ДО: Что вас вдохновляет? Какие вещи, люди? ИД: Вдохновляет работа. Сейчас это репетиции спектакля «Цирк» с Максимом Диденко в Театре Наций. Вдохновляет талант — разный. Фильм, концерт, выставка, работа коллег. Умение вдохновить отличает Женю Миронова как художественного руководителя. Он умеет прийти на репетицию, прогон или выпуск спектакля, сделать очень честные, иногда безжалостные замечания и вдохновить этим. Особый талант, который встречается далеко не у всех. Это делает Женю выдающимся худруком. Последний мой проект на ТВ — сериал «Мост» — связан с талантливыми людьми: режиссером Константином Статским, актером Михаилом Пореченковым. Они сделали так, что какой бы уставшей после смены я ни была, засыпая, с удовольствием думала о завтрашней съемке. Недавно наш фонд помощи хосписам «Вера» праздновал свой юбилей. Я приехала в офис, увидела нашу большую команду, вспомнила, как 10 лет назад мы начинали работать: в маленькой комнате, без каких-то ресурсов. На это нас вдохновила Вера Васильевна Миллионщикова (Основатель и главный врач Первого московского хосписа, умерла в 2010 году. — Прим. Ред.). ДО: За годы вашего сотрудничества с фондом «Вера» отношение к теме хосписов изменилось? Что уже лучше? ИД: 10 лет назад мы помогали одному хоспису, а теперь их больше тридцати. О паллиативной медицине начали говорить, общество обратило на нее внимание. Но много кому до сих пор не понятно, зачем нужен хоспис и что это не какое-то страшное место, а система помощи неизлечимо больным. Нюта Федермессер, учредитель фонда «Вера» (И дочь Веры Миллионщиковой. — Прим. Ред.), сделала для развития паллиативной медицины очень много, и со временем ее работа только набирает обороты. Задач хватает, и не думаю, что наше дело может иметь конец — это процесс. За последние годы в России начала развиваться культура благотворительности. Мои коллеги — Чулпан Хаматова, Женя Миронов, Ксения Раппопорт и многие другие — поддерживают различные фонды. Радует, что редкостью стало вовсе не принимать участие в хороших делах. ДО: Ингеборга, как вы думаете: зачем знаменитостям это нужно? ИД: Для человека нормально стремиться делать хорошее. Было бы странно, если бы люди, обладающие влиянием, узнаваемостью и возможностью помогать, оставались в стороне от важных тем. ДО: Ингеборга, что вы думаете о возрасте? Что он нам дает? Как им правильно распорядиться? ИД: Возраст дает опыт. А как им распоряжаться — личное дело каждого. ДО: Как ухаживаете за лицом? За волосами? Боитесь ли седины? ИД: За лицом ухаживаю два раза в день — утром и вечером. Использую средства L’Oreal Paris: мицеллярную воду «Абсолютная нежность», увлажняющие и питательные средства из гаммы «Возраст Эксперт». У меня нет седины — странная генетическая наследственность по папиной линии. Но в связи с работой я почти всегда крашу волосы — краской Excellence от L’Oreal. ДО: В спектакле Театра Наций «Жанна» у главной героини, которую вы играете, есть все, но нет любви. По‑вашему, почему это с ней случилось? ИД: Я не даю оценки Жанне. Я с ней живу и на период спектакля ею становлюсь. Она успешная, властная — сама не осознает, почему ее жизнь сложилась так, как сложилась. К концу спектакля зритель знает, как она заработала деньги, почему проклинает покойного отца, о чем мечтает, и каждый складывает из этого свой пазл, свою оценку. ДО: Жанна — суперорганизованный человек, привыкла контролировать все и всех. Насколько это свойственно вам? ИД: О моей организованности лучше судить со стороны. Но, совмещая несколько видов деятельности, сложно быть неорганизованным. Для Жанны — это не выбор, а обязанность. Она решает проблемы — собственные, своих подчиненных и даже бывшего любовника. Это ее главная отличительная черта. ДО: Вы всегда улыбаетесь, Ингеборга. Вас легко рассмешить? ИД: Легко. Самые детские шутки про «пуки», и я хохочу.