Ирина Безрукова: «Я ни одной тарелки в жизни не разбила. А может, надо было?»
Долгое время она была в тени знаменитого мужа. Так считала правильным. Сегодня одна из самых красивых российских актрис снова много снимается и ждет ролей в фильмах о любви. Я родилась в советское время, искренне считала, что живу в лучшей стране, и у меня лучшее детство. Нравилось, что все всегда происходило в коллективе, мы же дружные, мы все делаем вместе. Росли без гаджетов, зато читали книжки и много гуляли. Два раза в день из окна чья-нибудь мама кричала: «Леша, иди мультики смотреть!» — и все бежали к первому попавшемуся телевизору. В шесть лет впервые оказалась в пионерлагере. Сначала растерялась: самой надо взять мыльницу и сходить умыться, самой не забыть почистить зубы, никто в лагере не напомнит, как дома. А потом освоилась, и оказалось, что это тоже здорово: походы, песни у костра. Еще из воспоминаний: дни рождения, на которых все было приготовлено своими руками — от салатов до торта «Наполеон». Своими руками делали подарки, рисовали открытки. Нас с сестрой вдохновляла мама. Как и многие женщины в то время, она из ничего могла испечь торт, связать свитер или сшить платье. Мама вкусно готовила, красиво сервировала стол, наводила уют в доме. Мы с сестрой погодки, родились друг за другом, и она не смогла окончить институт, работала фельдшером. Работала много, но при этом все время была рядом, и это счастье, что она сама нас растила. Помню, как ездили в деревню к бабушке, ходили на речку, устраивали пикники… Мама умерла в 38 лет. Мне было одиннадцать, но я до сих пор прекрасно ее помню. Она была очень эмоциональная, могла вспыхнуть, а потом также быстро отойти. В этом мы с ней разные, у меня характер более спокойный. Зато внешне я похожа на маму. И в некоторых привычках мы с ней совпадаем. Например, у мамы всегда были элегантные наряды, всегда ухоженные руки, я тоже с вниманием отношусь к рукам, стараюсь не выходить на улицу без перчаток, никогда не забуду нанести крем или сделать маникюр, это у меня точно от мамы. Сегодня я уже старше мамы. Свой возраст чувствую в зависимости от настроения. В 20 лет были дни, когда я себе вообще не нравилась, и дело было не в возрасте. Все зависит от компании, в которую попал, от атмосферы. Есть друзья, рядом с которыми забываешь, сколько тебе лет, просто ты есть ты, и цифры не значимы. У меня есть подруга, по возрасту она давно могла быть бабушкой, но мне и в голову не приходит, сколько ей лет, это просто неуместно. Она живет в гуще событий, у нее все время какие-то фестивали, мероприятия. Она активная, как ртуть, и это правильно: живи на столько, на сколько себя ощущаешь. То же самое по поводу разницы в возрасте между мужчиной и женщиной, неважно, в какую сторону. Один психолог сказал: представьте себе, первобытный строй, пещера, ни у кого нет паспорта… Понимаете, половина проблем сразу же исчезает. Просто одного мужчину влечет к одной женщине, и дальше речь только о том, насколько гармонично они между собой взаимодействуют. Недавно в очередной раз поразилась тому, как много на улицах Европы парочек зрелого возраста. Абсолютно седые, гуляют, взявшись за руки, обнимаются, трогательно нежничают. Женщины не приукрашены пластической хирургией, с обычными фигурами, то есть с так называемыми недостатками, и при этом они смеются, они счастливы. Грустно, но в нашей стране взрослые люди, которые держатся за руки, — редкость. Так воспитаны: проявлять друг к другу нежность и заботу прилюдно — не принято. Есть стереотипы, и люди часто в них вязнут. Они «включают голову» и думают: это не положено и вот это не принято… Человек может всю жизнь потратить на то, чтобы соответствовать чьим-то представлениям, и в итоге понять, что он не был счастлив, с кем-то не встретился, чему-то новому научиться не попробовал. Я пытаюсь работать со стереотипами. Когда меня спрашивают, чем я занимаюсь, отвечаю: работаю над собой. Бывает, живешь и думаешь: а вот эта мысль, которая у тебя в голове, откуда она — из детства? Из социума? От родителей? И в этот момент я понимаю, что не знаю: а где я? А как я сама думаю? Важно отличать то, что тебе нужно на самом деле, от того, что тебе навязывают. Возьмем одежду. Каждые три месяца меняются коллекции, и если ты не тренде, то «все пропало». Но мы же понимаем: человеку не нужно столько, сколько нам пытаются продать. То же касается внешности. Культ бесконечного совершенствования лица, тела. То, что мы раньше считали ямочками на попе, сейчас называют целлюлитом. Индустрия подталкивает к перфекционизму. Но ведь бывают люди, настолько ухоженные, что это близко к идеалу, и при этом они не являются счастливыми и любимыми. Так в чем тогда смысл? Мне нравятся истории о любви. Одна из моих любимых — «Мужчина и женщина», немногословный фильм, но все понятно, что происходит между людьми. Хорошо бы продюсерам задуматься: бoльшая часть аудитории кинотеатров — тинейджеры и женщины, которые приводят своих мужчин или подруг посмотреть мелодраму. И если с репертуаром для первых все более менее в порядке, то вот для женщин фильмов не хватает. Любовь, отношения — вот про что надо снимать и вот в чем хочется сниматься. Особенно интересна другая эпоха, когда можно переместиться в другой культурный слой, где говорят на другом языке, обращаются друг к другу на вы и в самые непростые моменты не бросаются сковородками. Хотя страсти-то кипят те же самые. В пьесе «Бесконечный апрель» нашего театра, где я сейчас занята, события происходят в 1924 году. Уже интересно — совсем другой способ существования. Я люблю играть любовные истории. Знаю, что некоторым актрисам это трудно, не понимаю, почему: это же в женской природе — чувства, романтика. Когда мне было восемнадцать лет, один мой взрослый приятель обронил фразу, которую я запомнила на всю жизнь. Он был красивый мужчина лет тридцати (старик для меня тогда). Обаятельный, донжуан, барышни его престарелого" возраста были им очень увлечены. И он как-то сказал: «Ира, ты знаешь, какой роман самый лучший?» При слове «роман» я от стеснения вся пошла красными пятнами и кое-как выдавила из себя: «Какой?» Он ответил: «Несостоявшийся». Когда ты чувствуешь к кому-то притяжение, это лучше таким и сохранить, не переводить в отношения. Потому что потом эти отношения рушатся или складываются не так… Зато, если сохранить все на уровне флера, спустя время при любой встрече у вас это ощущение опять возникнет. То же самое и с партнерами. Нравитесь друг другу — прекрасно, на ощущениях все и оставим. Мне везло с партнерами. Ни разу не было такого, чтобы человек, с которым я играла в паре, был отталкивающим или неприятно себя вел. Вот недавно с Константином Лавроненко прекрасно поработали. Его герой не хочет никаких отношений, а моя героиня их якобы хочет. Почему она его обманывает, станет понятно позже, но сначала она изо всех сил делает вид, что влюблена. Такая история. А еще я люблю анимацию озвучивать, но это от меня никогда не уйдет. Голос такой, что долго будет позволять озвучивать и малышей, и мышат, и принцессок… Сфера, которую я освоила недавно, — тифлокомментирование для незрячих зрителей. Озвучивание того, что происходит на экране или на сцене в промежутках между диалогами. Смена действия, появляются новые герои, скачут кони, меняется погода — как это понять, если нет реплик? Моя подруга Диана Гурцкая как-то предложила сделать тифлокомментарии к нашему фильму «Реальная сказка». Я начала разбираться, что это такое, пошла учиться на факультет, который выпускает специалистов для работы с людьми с особыми потребностями. Нас обучили, как правильно комментировать, чтобы было понятно человеку, слепому с рождения, ведь визуальные образы у них отсутствуют. И теперь это еще одна моя профессия. Два года назад мы ввели тифлокомментирование в нашем театре. Впервые в России. Пока нас, таких специалистов, не более 25 человек на всю страну. В Губернском театре я руковожу группой комментаторов. Мы берем текст, который сами составляли целый месяц, по многу раз глядя один и тот же спектакль. Комментируем только в паузах, и сложность работы в театре в том, что разные актеры играют по‑разному, кто-то говорит быстрее, кто-то медленнее, у кого-то длинные паузы, у кого-то короче, и надо успеть встроить реплику. А слепой зритель получает маленький наушник и слышит все, что мы говорим в микрофон. Чувствую себя нужной. Люди, впервые послушавшие спектакль, восхищаются, благодарят. В этот момент понимаешь, что делаешь их счастливыми. Самый строгий зритель — наш педагог, абсолютно слепой с рождения. Он приходит и говорит: «Нет, вот эту фразу надо заменить, потому что на словах «загорелся абажур» незрячий человек может решить, что начался пожар». Много таких тонких нюансов. Однажды на премьере фильма для незрячих, на котором был министр культуры Мединский, Диана Гурцкая минут пять выступала в том духе, что пока государство спит, в Губернском театре, благодаря Ирине Безруковой, слепые взрослые и дети уже «смотрят» спектакли. Надеюсь, наш опыт востребуют и другие театры в России. Интерес уже есть. Стараюсь не сожалеть о том, что прошло. В фильме Спилберга «Шпионский мост» один человек в критической ситуации выглядит очень спокойным. Ему говорят: «Вы что, не волнуетесь?» Он отвечает: «А что, это помогло бы?» Вот я по этому принципу живу: зачем делать то, что ничего не изменит? Копаться в прошлом, переживать, что мог бы что-то сделать и не сделал, если это невозможно изменить, смысла нет. Говорят, что я произвожу впечатление взвешенного человека. Да, я взвешенная. Но все-таки я живой человек, и эмоциональные моменты у меня тоже бывают. Хотя ни одной тарелки в жизни не разбила. А может, надо было? Я очень стараюсь себя держать в руках, даже когда специально раскачивают, ищут болевые точки. Не кричу, не отвечаю негативом на негатив. Правда, иногда со мной это происходит во сне — вот там я даю себе волю, ругаюсь, как на Привозе, резко и громко кому-то что-то выговариваю, претензии предъявляю. Вероятно, мое подсознание так сбрасывает напряжение. Просыпаюсь и думаю: хорошо, что все это было только во сне. Что такое правильный мужчина для женщины? Какой линейкой мы его измерим и на какие весы поставим? Если женщина хорошо знает, какой мужчина ей нужен, и она его встретила, дальше происходит вот что: она расслабляется. В хорошем смысле расслабляется: чувствует себя женщиной. Если это «ее» мужчина, он дает ей почувствовать ее ценность. Дает понять ей, что она единственная. Каждая женщина хочет услышать слово «единственная», ведь так? Самооценка растет, потому что, если мужчина гармоничный, состоявшийся, вряд ли он будет за счет женщины самоутверждаться. Я думаю, что когда встречаются «те самые» мужчина и женщина, то это делает ее счастливой. А у него тоже все происходит лучше, чем без нее — карьера или другие достижения. Есть восточная метафора: женщина — почва, мужчина — росток. Если почва каменистая, то и росточек чахленький. А если женщина, ее энергия, ее сердце, любовь, ее заботы — все это работает как чернозем, то и росток прекрасный вырастает. Самое главное: не надо путать роли мужские и женские. Надо позволять себе быть ранимыми, иногда — слабыми. Женщина не должна бояться быть женщиной. Трудоголизм, например, нам не полезен. Для мужчин нагрузки — стимул двигаться вперед. А женщинам нужны паузы, время, чтобы набрать энергию, ведь нам приходится ей делиться. Коня на скаку останавливать и входить в горящую избу должен мужчина. Женщина может это делать в исключительных обстоятельствах, когда что-то угрожает ее мужу, ее ребенку… Но вообще-то мужчине надо позволить оставаться настоящим мужчиной. Сила — это мужское качество. А женщина… Мне сейчас часто пишут в «Фэйсбуке», в «Инстаграме», что я сильная. Думаю, люди искренне хотят верить, что я справлюсь с ситуацией. Хотят поддержать, проявляют участие и уважение. Я им признательна, и если у меня есть свободная минутка, например, когда еду в театр или по делам, стою в пробке, отвечаю на их сообщения, благодарю. В прошлом году я взяла серьезный ритм жизни. Сейчас предложение идет за предложением, и они все интересные и полезные. Много работы в театре, много житейских дел, которые нужно сделать… И еще весна. Помните, как Маугли бежит по джунглям и не может понять, что с ним: «Что это со мной? «- «Весна!» Весной я более романтичная. Просыпаются самые нежные чувства. Я родилась весной, в апреле, и для меня каждая весна — возрождение. Люблю свой день рождения. Мне повезло, у меня творческое окружение, они говорят такие слова, что настроение создается особое. И всегда находятся люди, о которых ты забыл или не думаешь в данный момент, и вдруг они пишут, звонят — какие-то старые друзья, одноклассники… Поздравляют, желают много хорошего. Это очень приятно. Весна меня воодушевляет. Каждое утро я стараюсь начать с того, чтобы представить — каким хорошим и интересным может быть этот день. Ежедневно пытаюсь учиться чему-то новому. Сейчас в очередной раз совершенствую свой английский — провела недавно благотворительный бал в Люксембурге в пользу российских детей с аутоиммунными заболеваниями. Для меня эта языковая ситуация — вызов, много сложных медицинских терминов, которые надо не просто прочитать, но понимать. И можно сказать, что своими успехами я довольна.