Огни на «Титанике»
Чем дальше в лес, тем сильнее, казалось бы, оставшаяся в прошлом советская литература начинает напоминать погружающийся в ледяную воду "Титаник". Но странным образом на "Титанике" по-прежнему светятся иллюминаторы, а из глубины доносится ностальгическая музыка, исполняемая переставшим существовать оркестром. Иногда даже кажется, что "Титаник" более реален, нежели пришедшие ему на смену водоплавающие объекты. Основанное в 1933 году издательство "Детская литература" (Детгиз, как его называли авторы и редакторы) занимало на "Титанике" видное и достойное место. Миллионные тиражи, русская и мировая классика, сотни талантливых авторов и неравнодушных к своему делу редакторов формировали, регулировали и удовлетворяли читательские запросы подрастающих поколений. Детгиз по-отечески брал за руку едва-едва научившегося складывать буквы первоклассника и вёл его по жизни, предлагая книги на любой вкус. Это и была та самая системность, делавшая советское школьное образование лучшим в мире, а советских школьников самыми знающими и толковыми школьниками в мире. Но Детгиз был славен не только авторами (помимо Агнии Барто и Сергея Михалкова для детей сочиняли Валентин Катаев, Юрий Олеша, Константин Паустовский, Фазиль Искандер, Юрий Казаков, другие замечательные писатели), а ещё и уникальными, прекрасно понимающими литературу редакторами. Это они, невидимые и незаметные, доводили до уровня шедевров произведения, которыми дети зачитываются и сегодня. Редакторы Детгиза вкладывали в работу душу и опыт, четко определяли возможности и уровень писателей, были в курсе новинок и тенденций зарубежной детской литературы. Издательство можно было сравнить с фабрикой, выдававший востребованную и качественную продукцию. Советская детская литература была идеологизирована (рассказы о Павлике Морозове, детских годах Ильича, пионерах-героях, тимуровцах и т.д.), но в ней присутствовал неукротимый дух подвига, жажда знаний, стремление к справедливости, мечта и желание сделать мир лучше. В Москве и Ленинграде, где были отделения издательства, сложились сильнейшие команды авторов, почитавшихся за честь писать книги для детей. Они участвовали в ежегодных "Неделях детской книги", встречались с читателями и учителями, проводили уроки литературы в школах. Говорят, что и сегодня в России есть талантливые авторы, сочиняющие хорошие книги для детей. Но между современной и советской детскими литературами существует мировоззренческая разница. Сознание ребенка идеалистичо и романтично, оно инстинктивно ищет пример для подражания, героя, которому хочется верить. Советская литература была литературой социального государства, где бабушки и дедушки получали пенсии, мамы и папы работали, все бесплатно учились и лечились, отдыхали в санаториях и пионерских лагерях, а книги стоили копейки. Это был близкий и понятный маленькому человеку. (дети доверчивы) мир, побуждающий его (в том числе и через литературу) соответствовать честным и мужественным героям. Какой набор истин предлагают юному читателю современные авторы, ориентирующиеся вместе с издателями, прежде всего, на рынок? Как, вообще, трактуется в современной детской литературе понятия добра, справедливости и чести? Писательница Лидия Сычева описала милый эпизод явления олигарха в городок, где находилось принадлежащее ему предприятие. Повод был хорош - первая служба в построенном на средства олигарха храме. Там присутствовала и его дочка - ученица первого или второго класса. Оглядев собравшихся в храме людей, она громко спросила у отца: "Папа, это всё наши рабы?" Интересно, какие книжки уже успела прочитать маленькая умница? В девяностые годы Детгиз был разрушен. Сегодня издательство неуверенно занимает несколько комнат в одном из бывших писательских домов у метро "Аэропорт". Но прошедшая через него литература продолжает жить. Уже без определения "советская".