Войти в почту

Как студенты делают бизнес на "бабушкиных" узорах

Типичный пример - ООО "Дизайн-центр вышивки". Сегодня здесь машинным способом под фирменным брендом воспроизводят на ткани такие модные ныне "бабушкины" национальные орнаменты, а также любые другие узоры и рисунки, которые пожелает заказчик. За несколько лет предприятие выдвинулось в пятерку крупнейших в своей сфере, а по ряду позиций не имеет равных. Объем производства практически удвоился, появилась прибыль, количество работников увеличилось до 25. А руководят всем этим совсем еще молодые люди. - Когда начинали, все были студентами БНТУ, - рассказывает специалист по маркетингу Ксения Сафронова. - Я, например, пришла в университетский технопарк "Политехник" еще на втором курсе. Там как раз в это время появился стартап-центр. Некоторые ребята пробовали поставить на коммерческую основу свои модели робота или 3Д-принтера. А мы решили взять в аренду имевшееся в технопарке оборудование для машинной вышивки и учредить на этой основе малое предприятие. Нами руководил, с одной стороны, конкретный интерес научиться зарабатывать себе на жизнь. С другой стороны, хотелось проверить на практике знания, которые получали в университете. Ведь нас как раз и учили создавать стартапы и доводить их до рентабельного уровня. В реальности, конечно, все было не так просто и не так быстро. Сначала ребята на пробу украсили с помощью вышивки и реализовали коллекцию изделий. Свою идею изложили в 2014 году на форуме Союзного государства вузов инженерно-технического профиля, регулярно проходящем в БНТУ под эгидой Постоянного Комитета Союзного государства. Их поддержали и передали для развития в бизнес-инкубатор технопарка "Политехник". Также Ксения дважды побывала в Нижнем Новгороде на бизнес-форуме "Поволжье". Но главную помощь и поддержку молодые бизнесмены получили в родном БНТУ. Технопарк помог зарегистрировать малое предприятие. Сейчас в Беларуси эта процедура, кстати, максимально упрощена и заняла вместе со сбором минимального пакета документов всего несколько дней. В белорусской столице действуют 7 бизнес-инкубаторов и 31 центр поддержки предпринимательства Университет на первых порах был главным заказчиком: дизайн-центр разработал для БНТУ коллекцию изделий с символикой университета, вышивал для альма-матер фирменные кепки, толстовки, а также изготавливал ежедневники с вышивкой. Часть товара продавалась в местном магазине. БНТУ помог создать дизайн-центру и свой фирменный сайт. Плюс государственные преференции малому бизнесу, которые практикуются сегодня в Беларуси: - В начале своей деятельности мы работали по упрощенной системе налогообложения - платили в бюджет 5 процентов от нашего торгового оборота, - поясняет директор ООО "Дизайн-центр вышивки" Игорь Королев. - По мере роста объемов производства перешли на общую систему налогообложения. Первые месяцы работа на предприятии практически не приносила прибыли, и порой учредителям не хватало даже себе на зарплату. Но сейчас ситуация другая. Предприятие нашло свою нишу на рынке. Оно рентабельно за счет высокого качества изделий, умеренных расценок и возможности выполнять большие заказы. К примеру, уже несколько лет продает свою продукцию в "городе мастеров" на популярном международном песенном фестивале "Славянской базар в Витебске". Когда появились дополнительные средства, молодые бизнесмены вложили их в новое технологическое оборудование, сняли в аренду более просторные помещения. В итоге возросли объемы производства, расширился ассортимент продукции. Сам собой встал вопрос об открытии магазина. Довольны и работницы-вышивальщицы, ни одна не уволилась. В роли же специалистов себя пробует очередное поколение студентов. Катя Кузмич, например, еще учится в БНТУ, поэтому работает дизайнером на полставки. Менеджер Настя Гомолко пришла на практику будучи студенткой БНТУ да так и осталась. Дизайнер Катя Козак успешно совмещает учебу на модельера с практической работой, воплощает в одежде самые свежие тенденции моды. 25 лет действует первый в Беларуси технопарк БНТУ "Политехник". Он насчитывает 20 резидентов, 35 стран-партнеров, выполняет 50 инновационных проектов и стартапов. Пример этого предприятия для Минска достаточно типичный, пояснила первый зампредседателя комитета экономики Мингорисполкома Татьяна Кравченко. В городе реализуется целая программа помощи начинающим предпринимателям, в том числе молодым. Здесь действуют 7 бизнес-инкубаторов, 31 центр поддержки предпринимательства. Юноши и девушки в возрасте до 31 года могут со своей бизнес-идеей обратиться в молодежную социальную службу, и если она будет признана финансово перспективной, получить в распоряжение рабочий стол в офисе, компьютер и материальную поддержку.

Как студенты делают бизнес на "бабушкиных" узорах
© Российская Газета