Что происходит
Согласно документам, сумма исковых требований составила 840 тысяч рублей. Судебное заседание по делу состоится 24 октября текущего года.
«До октября 2018 года включительно будет сокращено порядка 1300 человек», — заявил министр сельского хозяйства региона Константин Рачаловский.
Хуже всего пришлось Семикаракорскому району — там без работы осталось более тысячи человек.
«Ситуация с «Белой птицей» требует внимательного сопровождения, так как значительная часть людей оказывается без работы», — сказал губернатор Василий Голубев.
«Мы ведем переговоры с банками. В «Промсвязьбанке», собственностью которого является «Белая птица», идет санация. И есть договоренность, что уже с этого года начнется запуск предприятия с выходом на предыдущие мощности и наймом людей обратно на работу», — дал оптимистичный прогноз замгубернатора по сельскому хозяйству Виктор Гончаров.
Как так получилось
А ведь все так хорошо начиналось. Осенью 2012 года из-за отсутствия оборотных средств обанкротился «Оптифуд». Сотрудники так и не получили зарплату, которую компания оказалась не в силах выплатить. Производство закрыли, и работы не было.
И тогда, как чудо, появилась «Белая птица». Группа компаний скупила все предприятия обанкротившегося холдинга и долги — например, «Россельхозбанку» выплатили около 8 млрд рублей. Производство перезапустили. По данным Росптицесоюза, «Белая птица» до недавнего времени была четвертым производителем мяса бройлеров в стране с долей рынка 5%.
Благосостояние агрохолдинга «Белая птица» напрямую зависело от низкопроцентных кредитов «Промсвязьбанка». А в прошлом году банк попал под санацию, и предприятие стало страдать из-за недостатка оборотных средств.
В конце 2017 года эмигрировал из России один из совладельцев «Промсвязьбанка» Дмитрий Ананьев. Он же — владелец «Белой птицы». Хотя ранее все слухи об этом банк отрицал и уверял, что всего лишь предоставляет компании кредиты.
В Семикаракорске новость о закрытии птицефабрики восприняли без шока: местные жители уверяют, что все к этому и шло.
«Птичник закрывают, и я не удивлена, — говорит местная жительница Мария. — Он всегда был проблемный: то один владелец, то другой, а мы прыгаем из фирмы в фирму, не выходя за забор. Но на этот раз, похоже, все».
«Я был фельдшером на птицефабрике, — сообщает Дмитрий. — У нас много кто увольняется сам. Я ушел, потому что почти не бывал дома. Поначалу все было нормально, фельдшеров было три. Мы оказывали первую медицинскую помощь, делали перевязки. При разделке птицы многие люди резались. Потом двое уволились, и я остался один. Приходилось уезжать из дома в пять утра, а приезжать в одиннадцать ночи».
Сейчас Дмитрий зарабатывает на жизнь тем, что кладет плитку в парке.
«Ходят слухи, что скоро у птицекомбината будет новый владелец и можно будет снова устроиться на работу, — сообщает он. — Если получится, то вернусь».
«Ничего не изменится, — говорит местный житель Василий. — Комбинат будет работать. Одни владельцы уедут, другие приедут, а птичник будет. Нам без разницы, на кого работать, лишь бы была работа».
Что думают работники
Карина Саакян не боится называть свое полное имя — что бы ни произошло, на птицефабрике она больше работать не будет.
«Конечно, он скоро откроется вновь. Комбинат перекупали много раз, а людям нужна работа. Но по большому счету мне все равно, что будет с птичником. Я свое отработала и ухожу на пенсию», — говорит она.
«Обычно мы покупали продукцию «Белой птицы» в торговых сетях. Например, в «Магните». Она была дешевле, чем другая. К тому же, моя двоюродная сестра работала на птицекомбинате и много рассказывала об условиях. Я была уверена в качестве», — рассказывает местная жительница Оксана.
«Для меня банкротство птицефабрики изменило жизнь. Теперь я собираюсь продать дом и переехать к матери в Ростов. Понятия не имею, где буду работать. Одно могу сказать точно: на птицекомбинат не пойду ни за какие коврижки!» — зарекается Ксения.
«У нас с женой трое детей. Старший ходит в школу, дочь — в сад, а младший постоянно болеет. Жена не работает, занимается хозяйством. Не могу сказать, что при таком раскладе зарплата на комбинате меня полностью устраивала, но куда было деваться? А теперь и этой работы нет. Буду приниматься за любую. Пенсии родителей едва хватает на них самих, но периодически они что-то да пытаются выделить, а мне стыдно. Конечно, я надеюсь, что птицекомбинат снова запустится. Но пока чуда не случилось, я буду таксистом, плитоукладчиком, дворником и всем, кем только придется», — заявляет Анатолий.
В августе Анатолий Барабаш, директор по убою и переработке птицеперерабатывающего комплекса «Семикаракорский», где находится «Белая птица», был не готов делать какие-либо заявления прессе. Увидев в моих руках диктофон, заявил:
«Я вам не разрешал его включать. Вижу, что конструктивного диалога у нас не получится. Я не уполномочен вам давать какие-либо комментарии. Могу сказать вам о производстве. У нас все нормально. Объемы производства до определенного момента будут выполняться в том объеме, в котором заявлены. У нас есть план, согласно которому мы работаем. Документ был составлен в этом году».
Перед зданием «Белой птицы» установлен большой стенд с рамочками. Туда помещают фотографии лучших сотрудников предприятия.
Уже в начале августа на стенде не было снимков ни одного работника.
На сайте «Белой птицы» можно найти новости о том, что компания «покорила программу „Контрольная закупка“, наращивает объемы производства собственных кормов, переориентировала ростовские площадки на выпуск мясной продукции. Кроме того, можно найти рецепты цыпленка с розмарином, куриные крылышки в медово-соевом соусе и куриные грудки с шампиньонами. Нет одного: новостей о банкротстве и о финансовых проблемах группы компаний.
Впрочем, нельзя сказать, что „Белая птица“ оставила работников ни с чем.
»Сейчас производство закрыли, а сотрудникам выплатили денежную компенсацию в размере двух зарплат, — рассказал один из бывших сотрудников птицекомбината. — Поэтому к «Белой птице» трудно предъявить претензии: они поступили по совести. Но нам очень жаль, что останемся без работы».
Выплату компенсаций подтверждает и Анатолий Барабаш.
«Руководство птицекомбината еще работает. Мы завершаем последние дела и тоже будем увольняться», — заявил директор по убою и переработке комплекса.
Как пояснил источник в правительстве, владельцы группы компаний «Белая птица» со всеми активами уехали из страны. Если птицекомбинаты и будут восстанавливаться, то без участия непосредственного руководства агрохолдинга. Сейчас в правительстве стараются найти выход из положения и перезапустить производство.