«Где я буду». Путешествие вглубь себя и вдаль времени

10 сентября в музейном центре «Площадь Мира» состоялось открытие выставки Московского музея современного искусства (ММОМА) «Где я буду. Избранные работы из коллекции Московского музея современного искусства». Это совместный проект международного фестиваля-школы современного искусства TERRITORIЯ, крупнейшей в России золотодобывающей компании ПОЛЮС, Московского музея современного искусства ММОМА. Увидеть работы и художников классического русского авангарда первой половины XX века и представителей современного искусства красноярцы смогут до 28 октября. Образ будущего В пространстве музейного центра разместились работы Казимира Малевича, Александры Экстер, Айдан Салаховой, Павла Пепперштейна и Тимура Новикова и многих других деятелей искусства XX и XXI веков. «Для города это уникальный подарок: работы художников такого уровня и в таком количестве далеко не всегда можно увидеть, – отметил заместитель директора Московского музея современного искусства Алексей Новоселов. – Малевич, Бурлюк, Пиросмани – более 170 авторов представлено на выставке в музейном центре «Площадь Мира». Это уже вписанные в историю имена, которые знает любой, даже не слишком искушенный зритель. Мы ожидаем, что именно российский авангард как направление станет для красноярцев одним из самых интересных моментов выставки». Основная идея выставки заложена в самом названии: «Где я буду» - именно так, без вопросительного знака. Образ будущего, который мыслят создатели выставки, представлен шестью гранями, каждая из которых находится в отдельном зале. Каждая область человеческого бытия взята в ракурсе движения во времени. Зритель получает своеобразную машину времени, воплощенную в произведениях искусства, и следует из прошлого через сегодняшний момент к зримому, а порой и звучащему будущему. От человека к миру «Так ли обособлены друг от друга внешние обстоятельства и внутренние процессы? Существует ли возможность точно установить место своего пребывания? И с какой долей точности можно судить о том, что человек, чей внутренний взор устремлен в мир фантазий или воспоминаний, в действительности остается в одной и той же локации? Разве впечатления от путешествий – воображаемых или реальных – не меняют динамику его ощущений, амплитуды его чувственного познания? В конце концов, зритель, который собирается посетить выставку, в действительности находится в музее, или де-факто он растворяется в тех видениях и мирах, которые обнаруживают себя в процессе его движения по экспозиции?», - к такому нетривиальному кругу вопросов обращаются создатели выставки. Первый зал посвящен образу дома и домашнего пространства, как наиболее близкой человеку системе. Далее внимание гостя обращается к теме тела, телесности, границы внутреннего и внешнего. Художник рассматривает тело как некий форпост, презентацию человека в материальном мире. Третий зал обращен к пространству города. Человек выходит за границу интимного, личного – в мир, соприкасаясь с Другим, обучаясь действовать в условиях, когда территория плотно занята множеством других Я. Следующий шаг диктует логика движения мысли – это зал путешествий, посвященный глобальным перемещениям, познанию разнообразия мира и в конечном счете открытию ограниченности физического пространства. И последний зал – о том пространстве, которое не имеет границ. О метафизике, о внутреннем мире человека, творца. «Исследование поиска идентичности через определение пространства и границ будет представлено в трех категориях: открытие нового пространства, путешествие, передвижение в нем; мета-пространство театра, цирка, карнавала; диалектика личного пространства, внутреннего и внешнего, герметичного и открытого», — так описывают выставку кураторы. Разнообразное пространство музейного центра благодатно для создания сложной, насыщенной смыслами среды. Авторы выставки в полной мере воспользовались возможностями, которые дает уникальное архитектурное решение «Площадь мира». Залы специально окрашены в синий цвет для создания необходимого фона для восприятия замысла художников. А переход между залами оформлен как некая граница, которую всякий раз необходимо пересечь, попадая в следующее знаковое пространство. Авантюра удалась Как пояснила директор по связям с общественностью золотодобывающей компании «Полюс» Виктория Васильева, выставка ММОМА постоянно обновляется, а экспозиция, созданная для Красноярска, – это нечто уникальное, чего никто и никогда не видел: «В прошлом году мы подбили коллег на невероятную авантюру – привезли фестиваль «Территория» в Магадан, и это стало действительно событием. В этом году нам было сложнее. Красноярск не так удален географически, но это культурная столица – Сибири уж точно. Публика здесь знающая, искушенная. Мы поставили перед собой задачу удивить людей, которые уже многое видели». «Экспозиция получилась удивительной. Надеюсь, как можно больше красноярцев смогут увидеть работы, которые приехали к нам в рамках фестиваля «Территория. Красноярск», - отметила и.о. министра культуры Красноярского края Елена Мироненко. У выставки есть образовательная программа — экскурсии будут проходить вместе с кураторами первую неделю, после этого откроется программа по медиации Ask me, в которой волонтёрами стали простые красноярцы. Параллельно будет идти инклюзивная программа экскурсий на русском жестовом языке.

«Где я буду». Путешествие вглубь себя и вдаль времени
© АиФ Красноярск