Войти в почту

Детские кружки и секции были гордостью советской системы образования

3 сентября исполнилось 100 лет системе дополнительного образования России. Ее появление принято связывать с организацией при тогдашнем Минпросе методического совета по досуговому занятию детей и молодежи, у истоков которого стояли Крупская и Дзержинский. В итоге уже в1920-х годах по всей стране была создана огромная бесплатная образовательная структура.. Творец. Начало Тогда, век назад, кружки быстро наводнили будущие художники, фотографы, танцоры, артисты, но прежде всего — инженеры и конструкторы, потому что основной упор был сделан именно на детское техническое творчество. Ведь для вожделенной индустриализации нужны были специалисты, в том числе и будущие. — Не так давно мы провели несложную литературно-математическую процедуру, — рассказал «ВМ» Владимир Лосицкий, гендиректор Фонда поддержки детского технического творчества имени космонавта Александра Сереброва. — Мы тщательно проанализировали 100 автобиографий наших великих конструкторов и ученых. В 95 случаях автор писал, что пришел в профессию из кружка детского технического творчества! Яковлев, Королев, Глушко, Туполев, Жуковский… Список можно продолжить. Как говорит Лосицкий, практически каждый из титанов отечественной инженерии утверждал, что главной задачей подобных секций было не только дать детям навыки новейших технологий, но и научить их мечтать: — Свою мечту я помню очень хорошо. Я занимался в радиокружке и грезил транзистором МП 41 — хотел сделать приемник прямого усиления. По мере движения к изготовлению этого приемника я освоил еще несколько специальностей. Даже сейчас, спустя столько лет, благодаря этим навыкам я легко спаяю любую схему. Это был постоянный путь учебы, самосовершенствования и — продвижения к мечте. И я абсолютно уверен: если ребенка в детстве зажечь идеей созидания, никакая игромания, с которой мы безуспешно боремся, его не одолеет. И еще. Вот воодушевился школьник идеей создать машину времени: он может ее и не построить, но по мере поисков технического решения может много чего создать. Весь опыт развития человеческой мысли говорит об этом. Один из ярчайших примеров: когда наши конструкторы работали над созданием ракетного щита для страны, как «отходы производства» возник проект искусственного спутника Земли. А знаете ли вы, что при строительстве «Бурана» было реализовано более 600 ниокров (НИОКР — научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. — «ВМ»)? Будете смеяться, но одно из самых внушительных коммерческих достижений нашего космоса — препарат мирамистин, который придумали советские микробиологи. Другой вопрос, что технологию потом продали швейцарцам, но это уже совсем иная история. Игра в кубики Нынешним школьникам мечты о транзисторе наверняка покажутся смешными. Изобилие материалов и технологий позволяет претворять в жизнь самые нестандартные идеи. Кружков всевозможных сейчас видимо-невидимо — твори не хочу. Вот только с творчеством, оказывается, проблема. — Качество того, что выходит из-под рук современных школьников, увы, упало довольно серьезно,— констатирует историк науки Сергей Александров. — Несколько последних лет на Московском авиакосмическом салоне работает Павильон юных техников. Если честно, зрелище невеселое, потому что с теми модельками, которые представляют там нынешние школьники, нам в нашем детстве было бы стыдно выходить даже на школьную выставку. И дело даже не в неряшливости и «сырости» многих изделий, дело в широком использовании готовых наборов. Схожие наблюдения и у Владимира Лосицкого: — Недавно побывал на одном таком занятии. Спрашиваю у школьников про достижения. «У нас ходит робот», — говорят. «А из чего вы его сделали?» — «Из «Лего» (LEGO — наборы деталей для сборки и моделирования. — «ВМ»). И так — повсеместно. Страна наводнена робототехническими кружками (в одной только Москве их больше сотни), и практически все оснащены этими кубиками. То есть в лучшем случае там пестуют будущих инженеров-эксплуатационщиков западной техники. А нужны-то инженеры-творцы, создающие принципиально новые машины и механизмы! Сделать Р-7, королевскую семерку, могли лишь творцы. Для непосвященных: в 1954 году наши инженеры под руководством Королева создали ракету Р-7 — шедевр конструкторской мысли. Задел интеллекта, который был заложен в это изделие, настолько опередил свое время, что ракета не только до сих пор летает, но и еще лет 50 будет летать. В мире нет ни одного подобного технически сложного изделия, которое бы эксплуатировалось без изменений так долго. Если бы в свое время в кружках будущие конструкторы манипулировали лишь готовыми стандартизированными «кирпичиками», никакой ракеты не было бы. Ирина Струнгис, методист школы № 1569 «Созвездие», работающая с одаренными детьми, считает, что всему свое время: — «Лего» хорош для детей до пяти лет, потому что думать там сильно не нужно, а вот пространственное мышление у малышей развивает. Но тут тоже есть нюансы. Одно дело показать ребенку готовую модель грузовика и попросить сделать такую же. Другое — дать изображение какого-нибудь деревянного строения и попросить «повторить» его. Ребенок должен сообразить, что если у дома, например, спереди стоят две опоры, то сзади (там, где на снимке не видно) должны быть такие же, иначе здание рухнет. Или взять, например, электроконструктор «Ардуино» (Arduino — аппаратно-программные средства для построения простых систем автоматики и робототехники. — «ВМ»), который используют сейчас многие кружки. Вроде бы тоже готовые блоки, но из них можно составлять свои схемы, ребенку приходится паять, где-то что-то упрощать и усовершенствовать, то есть не повторять бездумно пошаговый алгоритм действий, а работать головой и творить новое. Так или иначе, но пока наши промпредприятия испытывают чудовищный кадровый голод и выстраиваются за юными мечтателями в очередь. — Уже больше 20 лет мы выпускаем серьезный технологический журнал,— рассказывает Лосицкий. — В редколлегии — весь научнотехнический «иконостас» страны. — Так вот, если лет 10 назад основной проблемой развития технологий они называли отсутствие финансирования, то сейчас — острейшую нехватку кадров, зараженных идеей созидания, тех самых мальчиков с горящими глазами, которых, увы, так и не смогли выпестовать современные кружки. Хотя, конечно, отдельные энтузиасты еще встречаются. Например, вчера я целый день провел с Виктором Семеновичем Рожковым, который руководит ракетно-модельной студией в Электростали. Ион мне с гордостью рассказывал, что за его ребятами школьниками уже выстроились в очередь Роскосмос, Бауманка и МАИ. Но чтоб вы понимали: он 59 лет (!) преподает техническое творчество, воспитал массу первоклассных инженеров и получает за свой труд 12 тысяч рублей… Впрочем, не только маленькие зарплаты мешают нынешним энтузиастам развернуться во всю ширь. — Когда-то на Нагатинской был известный ракетный клуб, ребята там просто дневали и ночевали, — рассказывает бывший педагог дополнительного технического образования Александр Гусев. — И были результаты— дети становились чемпионами Европы и мира. Теперь эту вольницу — «сколько хочешь, столько и сиди» — запретили. Занятие должно длиться 45 минут, потом перерыв 15, еще 45, и дальше — по будильнику — изволь покинуть помещение. Потому что ребенка перегружать нельзя. Даже если этот ребенок в азарте рвется доделать начатое. А пресловутое «как бы чего не вышло»! Меня как-то в Казани пригласили в элитную авиашколу. Зашел я в спортзал и обомлел — поперек пустого помещения натянута сетка, и больше ничего — ни «коней», ни «козлов», ни брусьев. Спрашиваю физрука — как же так? А он мне: так если кто из детей палец сломает, мне одних объяснительных страниц 40 придется написать, оно мне надо? Сетка у них есть, мячик есть, по кругу бегают — чем плохо? В итоге чиновники эту новацию когда увидели, принялись мужика этого грамотами и премиями осыпать — «за внедрение новой методики безопасных тренировок». Так и формулировали. Поэтому сейчас гораздо выгоднее преподавать рисование, танцы или собирать какую-нибудь ерунду из безопасных кубиков, чем заниматься настоящим техническим творчеством. 3000 пеленок То, что «на кубиках» далеко не уедешь, поняли и на Западе. Причем еще в 90-е. — Об этом мало кто знает, но когда пал железный занавес, из наших технических кружков не вылезали западные и азиатские спецы, — вспоминает Лосицкий. — Очень хотели перенять опыт. Изучали, записывали видео… И в итоге переняли практически все. Дальше всех пошли китайцы и корейцы, которые, не заморачиваясь, просто слизали полностью нашу тогдашнюю систему допобразования. А лет пять назад мне привезли съемку с тамошнего чемпионата по авиамодельному спорту. Я, если честно, обалдел. Причем не столько от того, что создают эти дети, сколько от их количества. Просто миллионы ребят, заряженных на созидание, на небо и на все, что с этим связано. И ведь, если вдуматься, рецепт кадрового (а значит, и технологического) рывка предельно прост и придуман задолго до нас. Это массовость (в огромной палитре энтузиастов легче найти творцов), шаговая доступность и бесплатность. Последнее в случае с Китаем — принципиальная позиция правительства, потому что они прекрасно понимают, что дети рано или поздно начинают создавать что-то серьезное, а это в перспективе — продукция и как следствие — налоги в бюджет. Взращиванием кадров из малышни всерьез занимаются и в США. Например, в бесплатных технических кружках на предприятиях «Боинга» задействованы более 3 тысяч детей. — В этот кружок отправляются списанные по старости станки, испорченный материал, отходы производства, то есть дети учатся не на игрушках, а на реальных вещах, — объясняет эксперт. — Естественно, рано или поздно они попадают в цех. И большинство, повзрослев, идут не в институт, а на производство, так как они уже буквально горят авиастроением. Там они шагают по карьерной лестнице, получают квалификационные сертификаты, дорастают до инженеров, идут выше… Тут ведь есть и еще один аспект — связанный с сохранением гостайны. Сотруднику, который чуть ли не с пеленок рос на твоих глазах, можно спокойно поручать самое секретное задание— такой никогда не продаст родину. Так что налицо одни плюсы. Слава богу, у нас потихоньку тоже начинают понимать, что поддержка детского технического творчества позволяет промышленности постоянно пополнять кадровый резерв. Причем не абы кем, а увлеченными профессионалами. По словам Лосицкого, четыре года назад Роскосмос решил создавать на базе предприятий ВПК кружки по примеру «Боинга» (а на самом деле — по нашему же давнему примеру). Итог всех стараний — ни одного кружка. Так и не нашли людей, которые могли бы работать с детьми на должном уровне. А может быть, плохо искали? Неужели во всей многомиллионной стране не нашлось десятка педагогов, способных зажечь в детских душах тот самый творческий огонь? Тем более что мучиться с возжиганием вряд ли придется. — Каждый ребенок в душе хочет, чтобы ему дали возможность раскрыться, проявить себя, получить признание, выход на единомышленников, — уверена Ирина Струнгис. — Потому что каждый из них хочет знать, что он в чем-то неповторим. Это действительно для них очень важно. КСТАТИ 6 сентября по адресу: Рабочая, 33, открылся детский технопарк «Вертикальный взлет». Здесь есть три лаборатории: 3D-моделирования, программирования и промышленного дизайна. К концу года подготовку по 25 специальностям в 14 детских технопарках пройдут свыше 60 тысяч ребят.

Детские кружки и секции были гордостью советской системы образования
© Вечерняя Москва