Дом, где родилась «Родина-мать»: V1.ru побывал в мастерской Вучетича

Мамаев курган, Волгоград — более 50 лет это постоянное место «жительства» уникальной женщины с мечом, зовущей на бой своих сыновей. Но есть место, где впервые появилась «Родина-мать», где автор обдумывал свой замысел и где до сих пор хранятся первые наброски грандиозного монумента. Это место — дом-мастерская Евгения Вучетича в Москве. Трудно поверить, что находишься в Москве, в саду частного дома, а не на Мамаевом кургане Попасть на территорию мастерской, ставшей и домом известного советского скульптора Евгения Вучетича, корреспонденту V1.ru удалось благодаря гостеприимству его внука — Евгения Викторовича Вучетича. Евгений Викторович Вучетич — внук и полный тезка скульптора Вучетича «Родина-мать зовет!» Дорогие сердцу фигуры, образы, которые любой волгоградец узнает мгновенно, — почти весь Мамаев курган в том или ином виде присутствует здесь, и, конечно, именно к ним в первую очередь спешит подойти большинство посетителей. «Родина-мать» в миниатюре. Не тот размер, который можно назвать миниатюрным, но по сравнению с оригинальным это почти статуэтка. Скульптор начинает работу с небольших набросков, постепенно приближаясь к размеру будущего оригинала За ней, возвышаясь над всем садом, полным самых разных скульптурных работ, — огромная голова в лесах. Это гипсовый набросок головы «Родины-матери» почти в натуральную величину. Здесь можно посмотреть в глаза «Родине-матери» — Конечно, она уже не в очень хорошем состоянии, — рассказывает Евгений Вучетич. — Ну что поделать, это гипс, он очень чувствителен к окружающей среде, превращается постепенно в мел, рассыпается. С ней ничего невозможно сделать. Сейчас она закрыта, правда, закрывать ее надо было лет 30–40 назад. Гипсовую голову «Родины-матери» пришлось закрыть лесами несколько лет назад. Кроме попытки сохранить ее в целости еще какое-то время, необходимо было обезопасить прохожих — часть головы расположена надо проездом, идущим вглубь поселка. Мастерская. Дом. Музей Здесь рождались и, кажется, до сих пор живут идеи гениального скульптора Вучетича — Мастерские здесь были где-то начиная с 1949 года, — рассказывает Евгений Вучетич. — Иногда здесь находилось до 70 рабочих — жили, работали, делали скульптуры. Изначально это был сарай, над ним стеклянные перекрытия. Стеклянные потолки часто делали в скульптурных мастерских, таковая сохранилась, например, в студии Грекова (Студия военных художников имени М. Б. Грекова. — Прим. ред.), в которой мой дед работал с 1943 по 1962 годы. Тот случай, когда работа становится делом всей жизни, а мастерская — домом В те годы, поясняет Евгений Вучетич, этот район Москвы считался чуть ли не выселками, домов здесь было крайне мало. — Здесь проводились работы, а потом это превратили в такой неоклассицизм сталинский, колонны поставили, — рассказывает Вучетич. — Все это делалось руками в том числе моего отца, его брата. Это были именно мастерские, здесь дед работал вместе с другими скульпторами, собственно, как у многих скульпторов были свои мастерские большего или меньшего масштаба. Поворотный круг для изготовления скульптур у Вучетича тоже был очень большой — Жил он сначала в другом месте, но потом стал жить здесь, — продолжает Вучетич. — Это было его главное место жизни. И поэтому здание было частично переделано в стиле неоклассицизма. И уже сад потом возник и остальное. Неподалеку, на углу улиц Тимирязевской и Вучетича, установлен памятник Евгению Вучетичу — бронзовый бюст на гранитном постаменте. Открыт в 1981 году Теперь в этом доме живут наследники великого скульптора — его вдова и внук со своей семьей. Музея как такового здесь нет, но попасть в сад, посмотреть работы Евгения Вучетича и даже сфотографироваться на их фоне вполне возможно. В этом доме по-прежнему живут Вучетичи Работами Вучетича интересуются регулярно — и профессионалы, и любители. Приезжают студенты художественных училищ, институтов. Помимо знакомства с работами мастера, будущие художники и скульпторы помогают закрыть от дождей и снега стоящие на улице работы. Сохранять их непросто. Тодор Павлов, президент Болгарской академии наук в 1947–1962 гг. Скульптуры зарастают мхом, мокнут под дождем и снегом. Переместить в дом — нужен манипулятор, укрыть прозрачными колпаками — возможно, вреда будет больше, чем оставить под снегом и дождем — так говорят специалисты. Даже к внезапным визитерам Евгений Вучетич относится с пониманием — Я пускаю, если люди приезжают не из Москвы, из других городов, — рассказывает Евгений Вучетич. — Иногда приезжают два-три человека, придут в 7 утра: у нас там в 8 поезд, дайте посмотреть. Ну, если правда приехали откуда-то — это да, я всегда пущу, покажу, расскажу. Делаю это бесплатно. Бывает, пьяные приходят. Ну, это не страшно — люди есть люди, хотят посмотреть. Свою собственную жизнь внуку скульптора приходится сочетать с музейно-административной деятельностью — В самое разное время приходят, иногда рано утром, — делится Евгений Вучетич. — Буквально я уже бегу на работу, тут кто-то звонит: ой, мы приехали, люди неместные. Ну заходите, у меня есть ровно 5 минут. Можете фотографироваться. Собственно, больше-то никому и не надо обычно. Есть на территории сада и гигантская голова Ленина, летом скрытая густой листвой Филиал Мамаева кургана Самые популярные объекты — конечно, скульптуры Мамаева кургана. Кроме главного монумента мемориала, в саду дома Вучетича можно увидеть и наброски других скульптур и композиций. «Память поколений» — вводная композиция историко-мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы» Некоторые близки к своему окончательному варианту, как, например, горельеф «Память поколений» и солдат с площади «Стоять насмерть!». Знаменитому воину Вучетич придал сходство с маршалом Чуйковым Узнаваема и скульптура «Скорбь матери» Другие композиции в процессе создания претерпели существенные изменения. Например, скульптуры с площади Героев в набросках Вучетича выполнены в том числе и в виде горельефов. Здесь можно увидеть, какие варианты рассматривал скульптор, как искал наилучшее воплощение своих идей Однако позже появились и миниатюрные скульптурные наброски. Работы Вучетича выразительны, независимо от размеров Евгений Вучетич: «Что нам хотелось сказать людям этим памятником на историческом Мамаевом кургане, на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? Мы стремилиcь передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, их беззаветную преданность Родине. Памятник героям Сталинградской битвы — это памятник величайшему историческому событию. Это памятник массе героев. И потому мы искали масштабные, особо монументальные решения и формы, которые, на наш взгляд, позволили бы наиболее полно передать размах массового героизма». В те годы, не имея в своем распоряжении компьютерных технологий, скульпторы выполняли по несколько набросков разного размера Сейчас дом-мастерская имеет исключительно частный статус и не является городским или федеральным музеем. — Моя задача — это все пока сохранить, — подчеркивает Вучетич. — Здесь, на самом деле, задачи не столько музейные, сколько административно-хозяйственные, потому что нужно все это содержать в порядке. Пусть стоит. Слава Богу, за всей этой скульптурой есть присмотр, сюда приезжают реставраторы. Этот памятный знак был сделан для установки на улице, рядом с домом. Но простоял там недолго — на нем мгновенно «расписались» вандалы — Возможно, искусствоведы, когда немножко придут в себя и начнут интересоваться собственной историей, на вещи будут смотреть не просто, что это Сталин, Ленин, Дзержинский или кто-то еще, а хорошая это скульптура или плохая, — добавляет Евгений Вучетич. — Потому что у нас сейчас ставится куча плохой скульптуры. А тогда ставилась хорошая скульптура. Не вся и выбор тем был довольно ограничен, но были настоящие шедевры. Этот гранитный Ленин в свое время объездил множество выставок. «Его ставили у входа, и сразу было понятно — выставка советская». — В основном дед делал крупные скульптуры, — напоминает Евгений Вучетич.— Самое, пожалуй, раннее, что было сделано, из известного, «Перекуем мечи на орала». Это 1957 год. Эта скульптура из цемента, а отливка была подарена ООН, там бронзовая скульптура стоит. Борис Гуревич, знаменитый киевский борец, чемпион, приезжал сюда, жил какое-то время, месяца два, позировал. Дед специально подбирал натурщиков в античном стиле, он любил делать таких мощных, развитых людей – и мужчин, и женщин. Статуя «Перекуем мечи на орала» установлена у здания ООН в Нью-Йорке (США). Копии находятся в Волгограде (у завода «Газоаппарат»), Усть-Каменогорске, Москве Борис Михайлович Гуревич (родился в 1937 году в Киеве) — советский спортсмен (вольная борьба, средний вес). Заслуженный мастер спорта СССР (1967). Чемпион Олимпийских игр (1968), мира (1967 и 1969), Европы (1967 и 1970) и СССР (1957,1958, 1961, 1965–1967). После победы на Олимпиаде в Мюнхене стал невыездным. Гуревича обвинили в сионизме и перестали включать в сборную страны. В дальнейшем эмигрировал в США. Нереализованные проекты Недалеко от «Перекуем мечи на орала» стоит небольшая, но даже в таком размере впечатляющая работа. На ее воплощение у Евгения Вучетича-старшего не хватило времени и сил. В этот проект Евгений Вучетич вложил не только талант скульптора, но и чувства человека, прошедшего войну — Это знаменитый, но, к сожалению, не реализованный проект — «Курская дуга», который был активно начат и вроде даже был утвержден тогдашним министром Екатериной Фурцевой, но так и не был осуществлен. Голова умирающего танкиста — часть мемориала на Курской дуге Проект монумента в память о битве на «Курской дуге» авторства Евгения Вучетича победил на конкурсе в 1973 году. В 1974 году началась подготовка к строительству мемориального комплекса, но 12 апреля 1974 года Евгения Вучетича не стало. Работа без автор и идейного вдохновителя проекта пошла с перебоями, и в 1965 году другому авторскому коллективу был заказан новый проект. Над этим проектом Вучетич работал около 15 лет — Это две волны или две стены, два потока, один из которых ломает другой. Этот монумент должен был стоять на поле. Даже была идея, что там, под столкнувшимися потоками, пройдет дорога в сторону Курска, но потом решили поставить это просто в поле. Чтобы понять размер: вот там вы видите самолеты — они должны были быть настоящими. Миниатюрный набросок мощного монумента в память о Великой Победе — Техника частично воспроизводилась из той, что была на самом деле, — продолжает Евгений Вучетич. — Не обязательно целая, может быть, части, но боевая техника должна была войти в этот комплекс. Вот такая грандиозная вещь должна была быть, очень интересная и с точки зрения архитектуры, и с точки зрения задумки скульптурной, но, к сожалению, не реализованная. Настоящая боевая техника должна была стать частью грандиозного монумента Остался нереализованным и проект памятника Степану Разину. Задумчивым изобразил Вучетич предводителя народного восстания — Когда лепил Разина, дед делал портрет Шолохова, — рассказывает Вучетич. — К нему ездил, они обсуждали этот памятник, хотели на Волге его поставить. Задумчивый народный предводитель. В оригинале он должен был быть больше, дед хотел установить его на каком-нибудь красивом месте, чтобы он издалека был виден, когда проплываешь на пароходе. Ходить по саду и рассматривать работы Евгения Вучетича можно бесконечно, и странно слышать, что некоторым посетителям хватает пяти минут и пары фото на фоне известных скульптур. Хотя сам факт интереса к работам советского скульптора, творившего много лет назад, уважение к его памяти вполне можно считать обнадеживающим явлением. Фрагмент скульптуры «Скорбь матери» Этот сад полон неожиданных встреч И скульптурному портрету Александра Матросова нашлось место среди работ Вучетича Очень быстро, несмотря на непривычный антураж, возникает ощущение гармонии сосуществования сада и скульптур

Дом, где родилась «Родина-мать»: V1.ru побывал в мастерской Вучетича
© v1.ru