Устами младенцев…
Работы финалистов детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Шмелева «Лето Господне» раскрывают не только творческий потенциал конкурсантов, но и отражают богатый внутренний мир юных авторов. Дети и подростки размышляют, ищут ответы, делятся своими мыслями. Чтение их сочинений захватывает, порой вызывает удивление, насколько много для своего возраста они понимают. Победитель в младшей возрастной группе конкурсантов Даша Малейкович, например, пишет: «Кто не помнит своего прошлого, у того нет будущего». Ее сочинение дает основание признать, что для нее это не просто вычитанные где-то слова. Дарья сама интересуется историей своей семьи, своего края, монастыря, расположенного неподалеку. В ее повествовании история минувшего века раскрывается в судьбах людей, которые так или иначе связаны с ее родной землей. Из всех вошедших в сонм Белорусских святых новомучеников, «убитых, замученных, расстрелянных за веру», она повествует о протоиерее Николае Недведском. До тех пор, пока он не был замучен бандитами на исходе 1930-х годов, ничто не могло остановить его пастырской ревности: «Ни в горе, ни в радости он не оставлял своих прихожан. Наступили 1930-е годы, менялась страна, изменились люди, но батюшка стремился поддерживать веру в душах людей». В семье Дарьи в годы гонений бережно сохранялась святая реликвия, уцелевшая во время пожара в храме. Передавая семейное предание, девочка рассказывает, как из огня икону вынес солдат. Из его обожженных рук святыню приняли родные девочки. Долгие десятилетия они берегли икону в ожидании начала возрождения монастыря и восстановления храма. Особенно тепло Дарья Малейкович пишет о своей бабушке, которая не только хранила веру, но и смогла передать ее следующим поколениям. Дети умеют находить простые слова, чтобы выразить истину. Призер конкурса Михаил Сорокин пишет: «Современные родители не хотят отдавать своих детей в православные учреждения. Они не знают, что смысл жизни заключается в том, чтобы найти Христа и следовать за Ним». Сам Михаил учится в православной гимназии. Когда гимназисты собирали материалы о священниках мучениках Братской земли, Михаила особенно тронула судьба уроженца города Иркутска — священника Николая Корюхова. Задолго до революции отец Николай служил в окрестностях старого Братска. Состарившись, он поселился на юге европейской части России, и во время Великой Отечественной войны, когда ему было уже далеко за 70, оказался на оккупированной территории. С 1942 года он служил в открытом немцами храме святителя Николая и помогал русским пленным. Днем он приносил им еду, а ночами молился за них. «В 1944 году при освобождении СССР от фашистов пленных объявили врагами народа, а отца Николая арестовали, так как он кормил их. В 1944 году он скончался в одном из сталинских лагерей». Всю свою жизнь отец Николай служил Богу и помогал ближним. Он вырастил и воспитал много приемных детей, дал им образование. «Для меня это очень яркий пример праведной жизни», — заключает Михаил Сорокин. Надо отметить, что младший подростковый возраст — время поиска героя, личности, которой хочется подражать. Знания о новомучениках в этот период чрезвычайно важны подростку. Если они становятся для него примером, то можно надеяться, что и в нем самом разовьется истинная стойкость, укрепится вера, сформируется умение отличать важное от несущественного. Что, в первую очередь, предлагает детям современная культура? Чаще всего «супергероев», путешествующих по разным мирам и побеждающих врагов с помощью фантастической физической силы и волшебных умений. Но «супергерой» нереален, а его моральные принципы иногда слишком сомнительны, чтобы служить примером для подражания. Размытые границы между дозволенным и недозволенным и слишком взрослые проблемы «супергероев» не лучшим образом отражаются на формировании внутреннего мира подрастающего человека и на его психике. Книги, герои которых действительно могут послужить современным юным читателям ориентиром, не всегда удается легко и быстро найти. Персонажи псевдоисторических фильмов и книг, даже если они положительные, не подходят в качестве героической личности для подростка, хотя бы потому, что не имеют отношения к истории и реальным историческим лицам. Вообще, исторические фэнтези способны исказить до неузнаваемости картины прошлого в умах юных людей. Детям надо как можно больше знать о своих предках, особенно о тех из них, кто прожил достойную жизнь. Хорошо, когда именно они становятся примером для подражания подростков и молодежи. Селина Мария захотела подробнее изучить историю своего рода, чтобы «белых пятен» в ней стало меньше. «Я осознала, что наши бабушки и прабабушки жили во времена страшных испытаний», — написала она в конкурсном произведении. Когда вместе со своими родными Мария собирала сведения о репрессированном священнике Василии Шеине, отце ее прапрабабушки, то многое узнала о царственных страстотерпцах и о том, что объединяло всех новомучеников: «Несмотря на ссылки и скитания люди сохранили веру в Бога и любовь к своему ближнему. Новомученники, именно они своей верой, любовью и верностью держали и сохраняли опору православной веры, фундаментом которой был последний русский император и его семья». К счастью, сегодня у нас есть семьи, в которых растут, формируются как личности наши финалисты, а значит, у православной России есть будущее. К счастью, есть люди, которые не только дают юным верные духовные и нравственные ориентиры, но и подают им правильный пример своей жизнью, своими поступками. Цыцына Ксения рассказывает о своем отце, который разыскал и возрождает село, в котором когда-то жили его предки, и понимает, что для этого наладить одно лишь сельское хозяйство недостаточно. «Папа признался мне, что у него есть мечта — восстановить наш храм! Даст Господь, и исполнится задуманное, ибо сказано в Евангелии: «Просите, и дастся Вам, ищите и обрящете…» Но для этого надо усердно работать и молиться!» Подобное родительское влияние невозможно переоценить. Человек нашел место, на котором трудились предыдущие поколения его рода, постарался как можно больше узнать о нем, сам усердно работает и приобщает к труду своих детей, дарит им счастье проводить лето на природе, на земле, с которой они связаны семейными корнями. Отец подает пример созидательного физического труда и делится с дочерью мечтой о еще большем — восстановить храм, а значит послужить созиданию человеческих душ. Как важно, чтобы в жизни семей, в жизни подростков было настоящее дело и нравственные ориентиры, кладезь которых — Евангелие — цитирует в своей работе Ксения. Предметом глубоких рассуждений призера конкурса Малакаевой Марии стали заповедь Спасителя: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Юный автор признает, что «мы живем сейчас так, что нам все дни напролет приходится с кем-то общаться, и постепенно в нас накапливается черное чувство недовольства друг другом. Мы все больше и больше огрызаемся на своих близких, груз накопившихся проблем мы в виде грубостей скидываем на друзей и знакомых, забывая, что от этого он не уменьшается. Да, далеко нам до совершенства. И мы пытаемся что-то исправить. Другой вопрос, что у нас мало что получается». Это горькое признание не приводит автора в отчаяние. «Мы — люди, — продолжает она свои рассуждения, — и мы знаем, куда нам стремиться, и как совершенствоваться. Значит в том, насколько сильно мы стремимся к настоящему идеалу, сколько труда мы вкладываем, чтобы хоть чуть-чуть приблизиться к Творцу, готовы ли мы меняться ради достижения вершины Добра и Любви, и есть совершенство для человека». Эти мысли совсем юного человека доказывают, что не только взрослым, но и детям очень полезно как можно больше читать Евангелие, а потом возвращаться к нему снова и снова. При каждом новом чтении эта Вечная Книга открывается по-новому, человек из своего нового возраста и внутреннего состояния всегда замечает что-то новое, важное, актуальное, что раньше просто пробегал глазами, а теперь «дорос» до этого. Над каждым словом, над каждой фразой в Евангелии нужно размышлять, принимать их всем сердцем, всем умом, всей душой, как делают это участники литературного конкурса «Лето Господне». Желаю всем молодым людям, чтобы Евангелие стало для них чтением на всю жизнь. Если они привыкнут соотносить свои поступки и решения с тем, что сказано в Евангелии, если евангельское учение будет их нравственным ориентиром на всем жизненном пути, они не собьются с верной дороги.