Ещё
"Пусть эти деньги спасут хотя бы тебя"
"Пусть эти деньги спасут хотя бы тебя"
Любовь
Почему кажется, что за нами следят
Почему кажется, что за нами следят
Психология
Фразы родителей, превращающие детей в одиночек
Фразы родителей, превращающие детей в одиночек
Дети
Колин Ферт разводится после 22 лет брака
Колин Ферт разводится после 22 лет брака
Звёзды

Вадим Руденко: «Всем понравиться нельзя» 

Вадим Руденко: «Всем понравиться нельзя»
Фото: Уральский меридиан
18 сентября публика Челябинска услышит живое исполнение пятой симфонии и первого концерта для фортепиано с оркестром Чайковского. Сочинения Петра Ильича, неизменно приводящие в восторг слушателей, сыграют долгожданные гастролеры. На сцену театра оперы и балета выйдет государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, его харизматичный дирижер и яркий, незаурядный пианист . Кто может с блеском исполнить сочинение Чайковского, если не лауреат конкурса его имени?
Вадим Руденко известен не только благодаря своим победам в крупных международных состязаниях. Я бы даже сказала, не столько благодаря им. Да, список его достижений впечатляет, но еще большего внимания заслуживает сама музыка пианиста. За инструментом он почти всегда серьезен и собран. Чувства и переживания артиста слушатели могут ощутить лишь благодаря звучанию рояля.
Вадим Руденко дает концерты в лучших залах мира, сотрудничает с известнейшими коллективами, его манера исполнения давно полюбилась меломанам. Гастрольную деятельность музыкант совмещает с педагогической и, судя по всему, без потерь качества в обеих сферах. Недавно его 16-летный ученик —  — стал победителем международного конкурса «Eurovision Young Musicians 2018». И хотя моя беседа с пианистом состоялась раньше — в марте этого года, в стенах Свердловской филармонии — уже тогда мы говорили о преподавании, критиках и музыкальных фестивалях.
— Вадим Леонидович, как пианиста любители академической музыки знают Вас давно. А когда появилась тяга к преподаванию?
-Изначально у меня не было намерения становиться педагогом. Неоднократно отказывался от преподавания и в Московской консерватории, и в других ВУЗах. Но два года назад сложилась ситуация, которая способствовала пересмотру взглядов на этот вопрос. Бывший педагог моих детей стал директором ЦМШ (Центральной музыкальной школы при Московской консерватории — прим. авт.). Он больше не мог совмещать преподавание и административную деятельность. И было всего два варианта развития событий. Либо его ученики, включая моих детей, попадают в чужие руки. Либо я сам начинаю работать в школе, и ребята этого класса продолжают обучение со мной. Тогда пришли к выводу, что на данном этапе второй вариант вполне возможен. Поэтому преподавать я начал совершенно случайно. Это не было событием, к которому осознанно шел годами.
-Ваше обучение музыке началось в классе выдающегося педагога Анны Артоболевской. В одном из интервью Вы говорили, что уроки проходили в форме игры: педагог придумывала конкурсы и шарады, делала их частью учебного процесса. Вы используете приемы бывших наставников в работе с учениками?
-Что касается методик, мне трудно ответить однозначно. Думаю, с детьми определенного возраста по-другому заниматься просто не получится. Представляете, чтобы пяти— или шестилетний ребенок сознательно разбирал какое-то сочинение и сидел часами за роялем? Есть гораздо более интересные занятия: игра в куклы, футбольный матч во дворе или катание на санках… По крайней мере, лично я не сталкивался с детьми, готовыми легко этим пожертвовать. Когда учился сам, естественно, не задумывался о методах педагога. А сейчас иногда использую те приемы, которые запомнились, были мне близки и нравились в детстве.
-Получается, что Вы даете уроки и собственным детям. Есть ли какая-то специфика такого обучения? Как оцениваете их перспективы?
-Да, Филипп и Марк тоже мои ученики. Но я не загадываю о будущем заранее. Не отношусь к типу безумных родителей, которые считают, что их дети самые одаренные, лучше всех играют на инструменте. Конечно, для меня они всегда лучшие, просто по-человечески. Но я стараюсь трезво оценивать их пианистический уровень. Что-то выходит лучше, чем у других учеников, что-то хуже. Заниматься с собственными детьми, безусловно, сложнее. Я вообще не уверен, что это уж очень здорово. Но раз так сложилось, будем работать.
Пианист Вадим Руденко. Фото:
-Между педагогическим процессом и популярными сейчас мастер-классами есть разница. В первом случае можно говорить о некой системе, а мастер-класс — явление точечное. Насколько вообще возможно за час чему-то научить?
-Я отношусь к явлению мастер-классов совершенно нормально. Задаче ведь не в том, чтобы за час научить человека играть на рояле. За это время ты можешь помочь и что-то подсказать, если замечаешь у пианиста проблемные моменты. Можешь поделиться своим видением того или иного сочинения, которое он представляет. Если ученик идет к тебе на мастер-класс, значит он нуждается в твоем мнении. Я думаю, когда человек хочет получить новую информацию, это хорошо. К тому же, мастер-классы не всегда длятся час. Некоторые берут курс, состоящий из серии уроков. За это время можно узнать массу вещей, чтобы в дальнейшем развиваться в указанном направлении самостоятельно. Многое зависит и от самого ученика. Для кого-то мастер-класс — совершенно бессмысленное занятие. Все очень индивидуально.
-Вы правы, все индивидуально. И даже оценки, которые получают уже состоявшиеся пианисты могут разительно отличаться. Порой, статьи критиков и отзывы в интернете вызывают недоумение. Пытаюсь найти в них аргументы, но за красочными эпитетами они становятся неразличимы. Как будто отзыв о концерте — набор красивых слов, значение которых каждый интерпретирует по-своему. Стоит ли вообще писать о музыке и на что сами ориентируетесь в работе?
-На отзывы я не ориентируюсь, практически, никогда. Исключение делаю в том случае, если точка зрения человека действительно важна для меня. В частности, всегда интересует мнение пианиста . Мы — не просто коллеги, дружим очень много лет и, безусловно, делимся впечатлениями после концертов. Дело в том, что у каждого человека особое отношение и к произведениям, и к исполнителям. В зале может быть около 2000 слушателей и невозможно ориентироваться на оценку каждого присутствующего. Что касается критиков, я не читаю их рецензии. Всем понравиться нельзя, а быть в почёте исключительно у музыковедов — нереально, да и нет такой необходимости. Хотя на Западе и в Юго-Восточной Азии рецензии играют достаточно большую роль в жизни артиста. Порой, получить не очень удачную критику — значит лишиться возможности быть приглашенным в концертный зал еще раз. У нас к статьям относятся проще, в России вообще все немного по-другому устроено. А заграницей люди и в самом деле читают отзывы, прислушиваются к высказываниям уважаемых критиков.
-Была приятно удивлена, когда узнала, что Николай Луганский стал художественным руководителем фестиваля имени Рахманинова. Есть и другие крупные фестивали, которыми заведуют известные музыканты: «Музыка Земли» , «Зимние грезы» , «Транссибирский» . Вы, как и все названные артисты, музыкант Высшей лиги. Возникало желание приобщиться к группе худруков?
-Во-первых, нужно иметь к этому определенную тягу. Скажем, у  такая тяга есть и его фестивали повсюду. Во-вторых, просто необходим большой штат людей, у которых есть опыт создания фестиваля: администраторы, рекламщики и другие. Коля Луганский, в общем-то, не занимался организационными вопросами. Рахманиновский фестиваль существовал много лет и Николаю просто предложили стать худруком, в том числе и для повышения престижа мероприятия. Я бы не смог всерьез этим заниматься, организовать все с нуля. Ведь пригласить артистов — самое простое. Кроме этого нужно «выбить» залы, деньги, заинтересовать спонсоров и телевидение. Мне не раз предлагали сделать фестиваль в родном городе — Краснодаре. Край достаточно богатый, красивый и море рядом. Теоретически это возможно, но Кубань довольно далеко от Москвы. Будет сложно держать руку на пульсе. Наверно, каждый должен заниматься своим делом — тем, к чему есть тяга.
Пианист Вадим Руденко с  в Свердловской филармонии. Фото: Татьяна Андреева
Видео дня. Картошка, которая может отравить
Женский форум
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео