Город театралов и критиков 

Город театралов и критиков
Фото: sibnovosti.ru
В Красноярске завершился театральный фестиваль «Территория. Красноярск», организатором которого выступила золотодобывающая компания «Полюс» и международный фестиваль-школа современного искусства «Территория». Жители и гости города в течение недели могли увидеть лучшие спектакли краевых театров, а также лучшие постановки известных столичных трупп. Важной частью фестиваля стала образовательная программа, которая включала мастер-классы, тренинги, обсуждения спектаклей и лекции для всех желающих.
Любить театр и разбираться в театре — абсолютно разные вещи. Организаторы фестиваля «Территория» решили их объединить. Застрельщиком выступил , арт-директор фестиваля. Именно с его лекции началась образовательная программа в Красноярске.
Должанский без ложной скромности заявил: театр по определению — самое современное из искусств. А после буквально на пальцах доказал достоверность этого утверждения.
«Мы все здесь собрались для диалога, для коммуникации. Театр — это только коммуникация, которая меняется все быстрее и быстрее. Вся история театра — история изменения языка. Все боятся смерти театра, но это единственное место, где мы можем свободно обмениваться энергией, общаться друг с другом. Именно поэтому он вечен. Театр реагирует на изменение языка быстрее всего, поэтому нельзя противопоставлять театр и современное искусство».
Фестиваль, по мнению лектора, — место, где можно обсуждать проблемы общества, место активной социальности. И это доказали многочисленные обсуждения спектаклей. После каждой постановки режиссер, актеры и зрители могли высказать то, что почувствовали, что вынесли для себя.
«Это всегда очень полезно: встреча с ведущими театральными деятелями, понимание новых тенденций. Я бы вообще не разделял образовательную программу и просмотр новых спектаклей — для меня это всегда учеба. Ведь знания всегда пригодятся. Потому что чем больше ты работаешь, тем больше понимаешь, что ничего не умеешь, — смеется , директор театра «Поиск» из Лесосибирска. — А по поводу обсуждения постановок — уверен, что спектакль не поменяется после мнений критиков и зрителей, это не принято. Что-то, конечно, модифицируется со временем, но это желание и взгляд исключительно режиссера».
Представитель магаданского театра кукол Антон Бабанин отметил полноценность образовательной программы, которая включила в себя все аспекты театральной деятельности.
«Вся программа была выстроена очень грамотно и разносторонне. Мы охватили все сферы, связанные с искусством, в том числе менеджмент. Для нас как для региона, максимально отдаленного от культурной жизни России (мы можем добраться до большой земли лишь морем — это долго и самолетом — это дорого), такое обучение крайне важно».
Поскольку фестиваль объединил в себе не только столичных мастеров, но и региональные театры — победителей конкурса «Полюс. Золотой сезон», — для местных актеров было также масса полезностей. Так, , главный режиссер, художественный руководитель Красноярского ТЮЗа, свой мастер-класс сделал практическим.
Участники разделились на группы и представляли мастеру свои этюды. Каждый этюд — это мини-спектакль, который потом был подробно разобран, отмечены недостатки и достоинства, предложено показать этюды по-другому.
«Режиссер, когда вместе с актерами делает сцену, задумывает какое-то слово. Допустим, «подлость». Это слово вслух не произносится. Но именно оно должно в результате родиться у зрителя в голове. Зачастую бывает так, что нам кажется, что это работает. Но это только кажется. Если лишить вас пространства и декораций, в которых вы находитесь, хореографии, убрать режиссерские задачи, которые вы выполняете, и текст драматурга, который вы произносите, у меня большой вопрос: что останется? Это очень важно. Если убрать эти составляющие, ведь должно остаться что-то особенное. Должно остаться что-то такое, без чего театра просто не будет», — поделился Феодори.
Отдельной темой образовательной программы стало обсуждения новых жанров и форм. Так, художник предложила слушателям тему иммерсивных спектаклей, когда зрители становятся участниками постановки за счет атмосферы, пространства сцены и режиссерских задумок.
«Мне хотелось заниматься современной пьесой, таким образом я «голосовала» за нее. В какой-то момент я задалась вопросом: «Почему мы все время как заколдованные ставим одни и те же пьесы — „Дядю Ваню“, „Три сестры“? Мне кажется, если мы идем на выставку, или на спектакль, и получаем на выходе ровно то, что получаем на входе, то есть ваши ожидания оправданы — это катастрофа. Если раньше преобладала идея однообразия, то сейчас очень важна идея многообразия. Кто-то играет Клоделя, а кто-то занимается матерным спектаклем, почему нет», — рассказала она.
Об иммерсивном театре, а вернее его популярности в России, была лекция Глеба Ситковского, известного театроведа, журналиста, театрального критика. Член экспертного совета конкурса «Полюс. Золотой сезон» привел примеры вовлечения зрителя даже в самых классических постановках: в одной из них автор выбирает Раскольникова из зрителей, в другой весь зрительный зал становится присяжными на суде.
«Попытки вовлечь зрителей в действие делались в течение всего XX века, — рассказал Ситковский. — Одним из провозвестников этого явления был теоретик театра , который говорил о том, что театр разлит повсюду. И что именно театр, а не секс или еда — это основной инстинкт человека».
Заместитель директора фестиваля «Территория» Мария Старыгина своей лекцией разбавила творческую составляющую программы. Несколько часов общения были посвящены взаимодействию театров и фестивалей, хотя по факту тема оказалась намного шире — о маркетинге и привлечении своего зрителя.
Рассказала Старыгина и о пользе фестивалей для региона проведения. И здесь много полезного было в том числе и для краевого минкульта. Она привела в пример Эдинбургский международный фестиваль, который является крупнейшим налогоплательщиком и привлекает в регион много туристов.
«Это 4000 спектаклей за неделю, которые проходят во всех уголках Эдинбурга — от театров до заброшенных церквей, стадионов и баров, все задействовано под этот фестиваль. Фестиваль как участник может посетить любой коллектив — настолько он открыт и оригинально построен. Но на нем до сих пор мало русских театров. Причина здесь не только в политике и экономике, причина и в языке, и в том, что мы не умеем себя презентовать».
Роль психологической школы Станиславского в современном театре, контакт со зрителем, нестандартные постановки и многое другое обсудили участники образовательной программы фестиваля. Концентрация театралов и критиков в Красноярске с начала этой недели стала существенно больше.
текст:
фото: пресс-служба АО «Полюс Красноярск»
Видео дня. Звезды, которые экстремально похудели
Женский форум
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео