Город театралов и критиков

В Красноярске завершился театральный фестиваль «Территория. Красноярск», организатором которого выступила золотодобывающая компания «Полюс» и международный фестиваль-школа современного искусства «Территория». Жители и гости города в течение недели могли увидеть лучшие спектакли краевых театров, а также лучшие постановки известных столичных трупп. Важной частью фестиваля стала образовательная программа, которая включала мастер-классы, тренинги, обсуждения спектаклей и лекции для всех желающих. Любить театр и разбираться в театре - абсолютно разные вещи. Организаторы фестиваля «Территория» решили их объединить. Застрельщиком выступил Роман Должанский, арт-директор фестиваля. Именно с его лекции началась образовательная программа в Красноярске. Должанский без ложной скромности заявил: театр по определению - самое современное из искусств. А после буквально на пальцах доказал достоверность этого утверждения. «Мы все здесь собрались для диалога, для коммуникации. Театр - это только коммуникация, которая меняется все быстрее и быстрее. Вся история театра - история изменения языка. Все боятся смерти театра, но это единственное место, где мы можем свободно обмениваться энергией, общаться друг с другом. Именно поэтому он вечен. Театр реагирует на изменение языка быстрее всего, поэтому нельзя противопоставлять театр и современное искусство». Фестиваль, по мнению лектора, - место, где можно обсуждать проблемы общества, место активной социальности. И это доказали многочисленные обсуждения спектаклей. После каждой постановки режиссер, актеры и зрители могли высказать то, что почувствовали, что вынесли для себя. «Это всегда очень полезно: встреча с ведущими театральными деятелями, понимание новых тенденций. Я бы вообще не разделял образовательную программу и просмотр новых спектаклей - для меня это всегда учеба. Ведь знания всегда пригодятся. Потому что чем больше ты работаешь, тем больше понимаешь, что ничего не умеешь, - смеется Олег Ермолаев, директор театра «Поиск» из Лесосибирска. - А по поводу обсуждения постановок - уверен, что спектакль не поменяется после мнений критиков и зрителей, это не принято. Что-то, конечно, модифицируется со временем, но это желание и взгляд исключительно режиссера». Представитель магаданского театра кукол Антон Бабанин отметил полноценность образовательной программы, которая включила в себя все аспекты театральной деятельности. «Вся программа была выстроена очень грамотно и разносторонне. Мы охватили все сферы, связанные с искусством, в том числе менеджмент. Для нас как для региона, максимально отдаленного от культурной жизни России (мы можем добраться до большой земли лишь морем - это долго и самолетом - это дорого), такое обучение крайне важно». Поскольку фестиваль объединил в себе не только столичных мастеров, но и региональные театры - победителей конкурса «Полюс. Золотой сезон», - для местных актеров было также масса полезностей. Так, Роман Феодори, главный режиссер, художественный руководитель Красноярского ТЮЗа, свой мастер-класс сделал практическим. Участники разделились на группы и представляли мастеру свои этюды. Каждый этюд - это мини-спектакль, который потом был подробно разобран, отмечены недостатки и достоинства, предложено показать этюды по-другому. «Режиссер, когда вместе с актерами делает сцену, задумывает какое-то слово. Допустим, «подлость». Это слово вслух не произносится. Но именно оно должно в результате родиться у зрителя в голове. Зачастую бывает так, что нам кажется, что это работает. Но это только кажется. Если лишить вас пространства и декораций, в которых вы находитесь, хореографии, убрать режиссерские задачи, которые вы выполняете, и текст драматурга, который вы произносите, у меня большой вопрос: что останется? Это очень важно. Если убрать эти составляющие, ведь должно остаться что-то особенное. Должно остаться что-то такое, без чего театра просто не будет», - поделился Феодори. Отдельной темой образовательной программы стало обсуждения новых жанров и форм. Так, художник Ксения Перетрухина предложила слушателям тему иммерсивных спектаклей, когда зрители становятся участниками постановки за счет атмосферы, пространства сцены и режиссерских задумок. «Мне хотелось заниматься современной пьесой, таким образом я «голосовала» за нее. В какой-то момент я задалась вопросом: «Почему мы все время как заколдованные ставим одни и те же пьесы – «Дядю Ваню», «Три сестры»? Мне кажется, если мы идем на выставку, или на спектакль, и получаем на выходе ровно то, что получаем на входе, то есть ваши ожидания оправданы - это катастрофа. Если раньше преобладала идея однообразия, то сейчас очень важна идея многообразия. Кто-то играет Клоделя, а кто-то занимается матерным спектаклем, почему нет», - рассказала она. Об иммерсивном театре, а вернее его популярности в России, была лекция Глеба Ситковского, известного театроведа, журналиста, театрального критика. Член экспертного совета конкурса «Полюс. Золотой сезон» привел примеры вовлечения зрителя даже в самых классических постановках: в одной из них автор выбирает Раскольникова из зрителей, в другой весь зрительный зал становится присяжными на суде. «Попытки вовлечь зрителей в действие делались в течение всего XX века, - рассказал Ситковский. - Одним из провозвестников этого явления был теоретик театра Николай Евреинов, который говорил о том, что театр разлит повсюду. И что именно театр, а не секс или еда - это основной инстинкт человека». Заместитель директора фестиваля «Территория» Мария Старыгина своей лекцией разбавила творческую составляющую программы. Несколько часов общения были посвящены взаимодействию театров и фестивалей, хотя по факту тема оказалась намного шире - о маркетинге и привлечении своего зрителя. Рассказала Старыгина и о пользе фестивалей для региона проведения. И здесь много полезного было в том числе и для краевого минкульта. Она привела в пример Эдинбургский международный фестиваль, который является крупнейшим налогоплательщиком и привлекает в регион много туристов. «Это 4000 спектаклей за неделю, которые проходят во всех уголках Эдинбурга - от театров до заброшенных церквей, стадионов и баров, все задействовано под этот фестиваль. Фестиваль как участник может посетить любой коллектив - настолько он открыт и оригинально построен. Но на нем до сих пор мало русских театров. Причина здесь не только в политике и экономике, причина и в языке, и в том, что мы не умеем себя презентовать». Роль психологической школы Станиславского в современном театре, контакт со зрителем, нестандартные постановки и многое другое обсудили участники образовательной программы фестиваля. Концентрация театралов и критиков в Красноярске с начала этой недели стала существенно больше. текст: Сергей Санников фото: пресс-служба АО «Полюс Красноярск»

Город театралов и критиков
© sibnovosti.ru