Как перестать переделывать себя и начать нравиться мужчинам?
Психолог и популяризатор гештальт-терапии Андрей Юдин – о проблеме восприятия человека как функции, предмета в нашем обществе. Несколько раз в год различные женские издания обращаются ко мне с просьбой написать статью на тему «Какие женские качества нравятся мужчинам?». Вопрос каждый раз формулируется по-разному, но логика за ним всегда стоит одна и та же – раз я психолог-мужчина, значит я просто по факту своей половой принадлежности обладаю сакральным знанием о том, как женщинам нужно себя переделать, чтобы стать привлекательными для всех остальных мужчин. Я не буду писать о том, что в таком подходе мне видится чистейший сексизм – о феномене «менсплейнинга» (когда мужчины свысока учат женщин, как им жить) в последнее время не написал только ленивый. Мне хочется подчеркнуть более глубокую проблему, свойственную нашему постсоветскому обществу и очень ярко проявляющуюся именно в этой постановке вопроса, – проблему восприятия человека как функции, предмета. Если присмотреться поближе, человек, пытающийся добровольно перекроить себя под вкусы потенциальных партнеров, в большинстве случаев не видит в них живых людей. Будущий партнер в этой картине представляется в виде этакого простенького робота с кнопочками, на которые нужно определенным образом нажать, и робот задвигается в выгодном направлении: придет в восхищение, влюбится, захочет быть рядом, вступить в брак. Важно лишь найти Правильную Инструкцию и освоить нехитрые стимулы и манипуляции. Эта наивная детская надежда тщательно поддерживается и раздувается отраслями, которые зарабатывают на ней миллиарды долларов. В первую очередь это самые разнообразные мужские и женские издания, мужские и женские тренинги различной степени токсичности и безумия. И все это – сравнительно безобидная сторона проблемы. Намного страшнее то, что потребитель подобного контента не видит человека в самом себе. Не видит сложную многомерную личность с уникальным жизненным опытом, не замечает сложившегося десятилетиями характера, который невозможно изменить усилием воли. Человек смотрит в зеркало и видит там... товар. Изделие, которое почему-то оказалось не очень востребовано рынком – а значит, поскольку это всего лишь изделие, его нужно просто переделать или хотя бы как-нибудь покрасивее упаковать. Функциональное отношение к себе у людей моего поколения взращивалось практически с рождения и закреплялось детскими садами, поликлиниками, школами, военкоматами, вузами. С самого рождения ты был функцией: «ребенок», «ученик», «пионер», «больной», «призывник», «жилец», «трудящийся», «пенсионер» и все, что между этими ролями (как воспитать сына, если вы в разводе, читайте тут). В советском государстве не были востребованы личности, ему были нужны преданные продуктивные машины, твердо усвоившие правило: «я - последняя буква алфавита». Это же отношение проникало на микроуровень отдельной семьи. Какие там тебе чувства и переживания – суп доешь, шапку надень. В результате в стране выросло целое поколение людей, не знающих, что у них вообще есть какой-то внутренний мир и не имеющих доступа к своим желаниям, переживаниям, реакциям, вкусам. С детства утративших вкус и краски жизни, живущих на автопилоте, в постоянной депрессии или на алкогольном допинге. Глубоко уверенных в собственной дефектности, в несоответствии мифическим социальным идеалам и в необходимости себя под эти идеалы перекраивать. И бесконечно ищущих инструкции по этой перекройке – в журналах, психологической литературе, в интернете, у родителей, психологов, коучей, священников и мошенников-психопатов. Ирония ситуации в том, что инструкция по повышению личной привлекательности и социальной успешности действительно существует, совершенно не зависит от половой принадлежности человека и состоит всего из двух слов – «развитие чувствительности». Разумеется, речь не о повышенной эмоциональности, которую превозносят плохие романы и начинающие психотерапевты, а о чувствительности в прямом, техническом смысле слова – способности психики различать сигналы, идущие из внутрипсихического пространства и из окружающего мира. То есть о разрешающей способности видеокамеры человеческого восприятия, которая у большинства взрослых людей покрыта многолетним слоем пыли, а в тяжелых случаях к тому же залеплена давно забытым куском жвачки. Абсолютно все качества, делающие людей особенно привлекательными в качестве романтических партнеров, супругов, друзей, бизнес-партнеров или просто собутыльников, так или иначе прорастают из хорошо развитой чувствительности в ее различных аспектах (тут уж кому как повезло с ранним опытом и воспитанием). Можно сколько угодно копировать внешние атрибуты симпатичных и успешных людей, но без развития чувствительности к себе и окружающим результат этих усилий всегда будет близок к нулевому (как не потерять себя в суете читайте здесь). Именно способность к глубокому осознанному контакту с другими и с самим собой отличает глупца от мудреца, неадекватного человека от адекватного, поверхностного от глубокого, безвкусного от эстета, а изгоя от души компании. Предвосхищая закономерный вопрос, скажу, что задачей развития чувствительности (среди прочих не менее важных задач) занимается целая отдельная профессия – психотерапия. Сам процесс абсолютно уникален для каждого человека и, к сожалению, не реализуем по книгам, статьям и онлайн-марафонам. К сожалению, ни один подход, выстроенный на манипуляциях и иллюзорном переделывании себя, не дает таких мощных и устойчивых изменений в жизни, в том числе в личной жизни, которые дает восстановление утраченной связи с собой. В какой-то степени этот процесс может снаружи выглядеть как переделывание себя – в процессе психотерапии люди часто прикладывают большие усилия по изменению своей жизни, у них меняются вкусы, привычки, ценности, личностные качества. Но эти изменения не происходят в результате попыток подстроиться под чьи-то вкусы. Они происходят естественным путем, в результате постепенно возвращения к себе, изучения себя и максимальной реализации своего человеческого потенциала. Текст: Андрей Юдин