«Хранить вечно» — в петербургском «Манеже» выставка, срежессированная Андреем Могучим
«Хранить вечно» — один из главных выставочных проектов осени. О нем начали думать больше года назад: директора четырех музеев заповедников, бывших пригородных резиденций императора, продумали большую программу традиционных лекций и экспозиций. Важно было придумать что-то еще, это не должно было быть решение на поверхности, говорит генеральный директор «Петергофа» Елена Кальницкая: Елена Кальницкая генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф» «Мы должны были поставить витрины, положить в них бесконечное количество документов и фотографий. Это была бы история XX века. Сейчас издали блистательный альбом, он как книга. Мы понимали, что надо показать страшную войну, репрессии, отношение к этим паркам, как к паркам культуры и отдыха. Мы понимали, что есть вещи, которые с помощью музейного предмета, традиционного приема показать невозможно. Фотографии руин известны. Пригласили театрального режиссера, который мыслит, в отличие от музейного человека, образами, а не фактами. Он создал экспозицию, где зал за залом рассказывает о каком-то явлении». За режиссуру взялся художественный руководитель БДТ имени Товстоногова Андрей Могучий. Поскольку печальные и радостные события, произошедшие за последние 100 лет в Гатчине, Павловске, Петергофе и Царском Селе, были одни и те же в залах воплотили собирательный образ бывших резиденций. Выставку делали год: сплав музея и театра требует дипломатии. В итоге от музея тут факты, а от театра — чувства и образы, рассказывает генпродюсер проекта «Хранить вечно» Дарья Женихова: Дарья Женихова генеральный продюсер проекта «Хранить вечно» «Музейные специалисты порой подвергали театральные методы более пристальному изучению, замечали что-то, до чего театральной команде невозможно было бы дойти самим. С другой стороны, взгляд со стороны на музейную историю совершенно интересно переосмыслял исторические факты, архивы, с которыми музеи постоянно работают. Как во всяком эксперименте здесь есть свои великолепные удачи, есть какие-то небольшие провисания. Провалами пока бы я не назвала ни в коем случае». Главная сюжетная линия — дневниковые записи вымышленной героини. Дочь людей, служивших у Николая II, помнит царя, знает ставшие советскими дворцы и решает стать музейным работником. Именно на ее долю выпадают война и эвакуация. Эту роль играет Алиса Фрейндлих: ход делает проект очень персональным, с одной стороны, и очень петербургским, с другой. За вход просят всего 300 рублей. Посмотреть можно до 8 октября.