В юбилейный год НГХМ стартовала Вторая международная триеннале современной графики

Причем большинство работ останется в НГХМ, что новосибирских художников и зрителей не может не радовать. Но помимо пополнения коллекции, это еще и уникальная возможность для сибирских художников ознакомиться с направлениями мирового развития графики. И заявить о себе — на триеннале значительно представлены работы новосибирцев и сибирских художников. — С самого начала мы старались показать разные страны, разные художественные традиции, — рассказал куратор выставки Андрей Мартынов. – У нас представлены традиции печатной графики, станковая график, экспериментальная. В последнее время все шире развивается смесь традиции и цифровых подходов. Мы старались показать это направление на выставке. И еще один принцип формирования — новые работы, новые имена. Для посетителей важно увидеть новое, узнать новых авторов, увидеть новые возможности. Мне кажется, нам это удалось. Андрей Мартынов. Фото: Евгения Буторина Новосибирская триеннале графики – уникальная по географии и масштабу, формируется из свободного конкурса и кураторских проектов , подготовленных авторитетными российскими и зарубежными специалистами. В этом году их было 18 — из Мексики, Канады, Польши, Бельгии, Финляндии, Японии, Южной Кореи. Целые залы, представляющие графику далеких, таких разных стран. На участие в свободном конкурсе было подано более 200 заявок. После отбора осталось порядка 70 авторов. Фото: Евгения Буторина — На первой выставке 19 лет назад, — рассказывает один из основателей биеннале и триеннале, куратор нескольких проектов Владимир Назанский, — в экспозиции были преимущественно абстрактные работы. Со временем рос уровень технологичных работ, и сегодня удельный вес новосибирских работ в серии традиционной печатной графики значительно вырос. Коллекция в этой технике отличается редким профессионализмом. Владимир Назанский. Фото: Евгения Буторина Эта триеннале предоставляет возможность молодым художникам сверить свою лоцию с профи из других стран, чтобы дать представление о формах, уровне национальной графики. Когда мы отбирали работы, то поняли, что в том касается России, то это должна быть не просто подборка, а яркое художественное высказывание. Фото: Евгения Буторина Например, вот проект "Дисциплинарные пространства" — он объединяет работы на тему несвободы. Сам термин "Дисциплинарные пространства" восходит к французскому философу Мишелю Фуко, который еще 40 лет назад выделял 4 основных типа дисциплинарных пространств. Ну, это, конечно, школа, больница, армия и тюрьма. Время вносит свои коррективы, и сегодня, когда во всем мире происходит деиндустриализация, люди, работающие в офисе, белые воротнички на самом деле тоже подвергаются довольно-таки жесткой регламентации. Что нашло отражение в творчестве художников. Фото: Евгения Буторина Все выступающие на пресс-коференции подчеркивали, что сегодня в России графика находится в сложном состоянии. Это объяснимо — сложные технологические процессы требуют поддержки на уровне государства или меценатов. Но если в советские времена существовали мастерские, где художнику помогали сделать литографии или оффорты, то сегодня таковых нет. Более того, нет и привычки коллекционировать графику. А, поскольку соответствующие институции не работают, художник остается один на один с проблемами. — Я критически отношусь к новосибирской графике, — говорит художник, куратор новосибирского проекта Михаил Паршиков, — потому что печатной графики у нас практически нет. В основном новосибирские художники делают так называемые оригиналы, это термин общемировой, когда художник в графической технике рисует на бумаге или картоне. Бывают удачные, интересные работы. Но у нас нет литографии, нет у нас офортов… Конечно, можно дать спекулятивное объяснение, что город молодой и школа пока не сформирована, но кому нужно такое объяснение? Хотя всегда есть исключения из правил. Скажем, в Москве Алексей Веселовский открыл частную мастерскую и помогает молодым художникам делать небольшие проекты. И на триеннале его мастерская представила проект " Побочный продукт". На оттисках здесь соседствуют фрагменты или целые работы разных авторов. Шелкография позволяет нанести на лист бесчисленное множество слоев. Иногда получается диалог, иногда — многоголосый хор… Михаил Паршиков. Фото: Евгения Буторина В том, что международная триеннале — событие мирового уровня и для музея и для культуры города Новосибирска, сомнений нет ни у кого. Ни у организаторов, ни у гостей выставки. — Радует высочайший уровень выставки, — говорит член жюри триеннале, ведущий научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина Анна Чудецкая. – Этот проект уникален для страны. Здесь присутствуют и новейшие технологические средства, которые используют современные художники, но очень важно, что эти средства они используют, чтобы осознать и выразить современность. Анна Чудецкая. Фото: Евгения Буторина На триеннале в залах НГХМ, присутствует и сибирская абстракция и работы с использованием сложнейших технологий. Художники, особенно зарубежные, активно используют новые технологические приемы. Огромные гравюры на дереве, ксилографии на специальной бумаге, двусторонняя шелкография – по залам новосибирского художественного музея можно бродить целыми днями вплоть до 4 ноября, когда будут подведены итоги и триеннале закроется.

В юбилейный год НГХМ стартовала Вторая международная триеннале современной графики
© Ревизор.ru