В политике по Совету Европы Россия будет учитывать интересы своих граждан

Спикер Совета федерации РФ Валентина Матвиенко оценила ситуацию в ПАСЕ, как критическую, и заявила, что в России зреет решение выйти из Совета Европы со всеми вытекающими отсюда последствиями. Россия заняла жесткую позицию по отношению к ПАСЕ Сегодня Матвиенко провела в Санкт-Петербурге встречу с председателем ПАСЕ т.е Парламентской ассамблеи – одной из структур Совета Европы, Лилиан Мори Паскье, и заявила, что в нашей стране созревает решение выйти из старейшей европейской организации. Российская делегация, как известно, лишена права голоса в ПАСЕ и ограничена в правах уже на протяжении трех лет, причем поводом для этого выступила ситуация на Украине. Эта проблема никак не решается из-за той структуры делегирования голосов, которая существует в рамках ПАСЕ, вследствие чего, Россия приостановила выплату своих членских взносов в общий бюджет Совета Европы. Ситуация действительно патовая, и нет никаких надежд, что она может быть разрешена путем переговорного процесса из-за того, что тон здесь задают те страны и политические силы в Европе, которые традиционно негативно настроены к России. Заместитель председателя Совета Федерации по международным делам Александр Бабаков прокомментировал ФБА «Экономика сегодня» данную ситуацию и отметил, что здесь нужно понимать, что эти слова Матвиенко вырваны из контекста. Выход из Совета Европы для России может быть только вынужденным «Я не могу здесь в полной мере комментировать слова Валентины Ивановны, поскольку, наверняка, они взяты из контекста, но нужно согласиться с тем, что затянувшийся конфликт с Советом Европы, который возник не по нашей вине, приобретает черты не очень нормальных отношений. Просто от нас требуют и ждут, что Россия будет выполнять свои финансовые и содержательные обязательства в рамках Совета Европы, но, при этом, кроме этого нам ничего не дают здесь реализовывать», - констатирует Бабаков. По мнению Александра Михайловича, никакого конструктива в данном диалоге между Россией и Советом Европы не возникает в принципе, причем в отношении нашей страны данной структурой до сих пор не предъявлено серьезных обвинений или претензий. «Выход из Совета Европы, безусловно, является для России крайней формой, но если такое решение будет поддержано большинством, то я, наверное, также с ним соглашусь», - резюмирует Бабаков. Другой вопрос, нельзя игнорировать и тот факт, что к Совету Европы привязано значительное количество российских правовых институтов – в частности, так полюбившийся россиянам ЕСПЧ и многие базовые конструкции. И здесь необходимо понимать, что после выхода России из Совета Европы судьба этих институтов окажется в нашей стране под большим знаком вопроса. Подобный поворот событий возможен Доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что нельзя говорить о том, что в России готово решение по выходу из Совета Европы. «У нас сейчас во внешней политике присутствует тренд на закрытие отношений с Западом и поворотом на Восток, причем данная тематика может коснуться и наших отношений с такой международной структурой, как Совет Европы», - заключает Тэвдой-Бурмули. По словам Александра Изяславовича, наши отношения с Советом Европы деградировали на протяжении очень длительного количества времени, поэтому, чисто теоретически, такой поворот событий действительно возможен. При этом, нельзя исключать и того, что данный демарш Матвиенко носит символический характер и не направлен на скорый выход РФ из Совета Европы. «Это демонстрация того, что Россия может пойти на такой шаг, если Совет Европы не вернет российской делегации полномочия в ПАСЕ. Если говорить о возможных последствиях для России по выходу из Совета Европы, то здесь нужно инвентаризовать те бонусы, которые наша страна получала благодаря нахождению в данной структуре», - констатирует Тэвдой-Бурмули. Россия бы хотела разрешить этот конфликт переговорным путем Во-первых, это были программы по обмену опытом в правоохранительной сфере, а также в образовании, культуре и СМИ. Это, собственно, то, для чего Совет Европы изначально и создавался, т.е. для обмена «хорошими практиками». «Это никак не связано с ПАСЕ или ЕСПЧ, это то, чем занимался комитет министров Совета Европы – организации, которая существует в рамках данной структуры до сих пор. Во-вторых, мы сохраняли некоторую юрисдикцию в ЕСПЧ – правда, мы уже говорили, что не будем автоматически применять решения Европейского суда, но формально оставались в нем», - резюмирует Тэвдой-Бурмули. Данное обстоятельство давало российским гражданам возможность пользоваться защитой ЕСПЧ, когда все правовые инструменты в России не приводили ни к какому результату. В-третьих, это обязательство по отмене смертной казни – конечно, выход России из Совета Европы не приведет к автоматическому возвращению данной меры наказания, но такой вопрос может быть поставлен. «Поэтому, если суммировать, это именно те потери, которые понесет российское общество после выхода из Совета Европы, а дивиденды здесь составляют только 13 млн долларов взносов, которые мы платим в Совет Европы каждый год», - заключает Тэвдой-Бурмули. Конечно, как замечает эксперт, мы получим большую автономность в своей внешней политике – если раньше мы были где-то ограничены нормами Совета Европы, то теперь мы сможем не оглядываться на данные правовые ограничения, но это все несущественно. Соответственно, особенных дивидендов мы не получим, поэтому, скорее всего, продолжим вести здесь переговоры.