Авангард в "Кармане": стартовала "Детская программа" III фестиваля музыкальных театров России "Видеть музыку"
Георгий Исаакян — художественный руководитель фестиваля "Видеть музыку", Детского музыкального театра имени Наталии Сац, Президент Ассоциации Музыкальных Театров (АМТ) поприветствовал всех присутствующих на пресс-конференции и представил членов президиума: Йоханнеса Айгнера — чрезвычайного и полномочного посла Австрии в России, Симона Мраза — атташе по культуре посольства Австрии, Эльмиру Щербакову — директора "Биеннале театрального искусства 2018", Герхарда Динстбира — художественного руководителя Венского театра "Ташенопер" и Евгения Ситохина — режиссера спектакля "Храбрый портняжка" театра "Ташенопер". "Нынешний 2018 год объявлен годом Музыки России и Австрии. Мы чрезвычайно горды нашим совместным проектом с театром "Ташенопер", который бы не состоялся без "Биеннале театрального искусства", взявшего основную часть финансирования этого проекта при поддержке Фонда Президентских грантов, — сказал художественный руководитель фестиваля Георгий Георгиевич. — Трудно быть маленьким "Карманным" театром в одном из главных оперных городов мира Вене. Тем не менее "Ташенопер" является для нас достаточно важной культурной институцией, которая одна из первых озаботилась тем, что публику завтрашнего дня надо готовить вчера. Даже в Вене, где посещение оперного театра является обязательством гражданина, ...прописанным в конституции (добавил шутливо Евгений Ситохин), заботиться о просвещении надо с самых юных лет," — отметил Исаакян. Фото: Биеннале театрального искусства "Это наш второй совместный проект с "Ташеноперой". В 2014 году в Театре им. Н. Сац состоялся самый необычный, самый важный, пожалуй, за последние годы международный просветительский проект "Авангард для малышей". Спектакль "Маленький Арлекин" на музыку Карлхайнца Штокхаузена был копродукцией нашего театра, "Ташеноперы", оперного театра Граца (Австрия) и Баварской Государственной оперы (Мюнхен, Германия). Главным центром этого проекта был мой хороший друг Герхард Динстбир — художественный руководитель "Ташеноперы". Мы сыграли 10 аншлаговых спектаклей. У "Маленького Арлекина" был бешеный успех. Это был музыкальный, здорово сделанный спектакль без слов, где все понятно, " — рассказал Исаакян. Детские спектакли из разных стран редко ездят в гости друг к другу из-за языкового барьера. "Наш "Храбрый портняжка" будет обеспечен титрами на русском языке, к тому же я исполняю роль короля и отдельные реплики буду дублировать на русском, — взял слово режиссер спектакля Евгений Ситохин. — Существует проблема языка и трудность восприятия музыкального спектакля через то, как поют, поэтому ставя оперу для детей, я всегда стараюсь подтвердить понимание сценографией, хореографией." Фото: Биеннале театрального искусства Больше всего вопросов журналистов о проекте, необычном венском театре и его организации было обращено к худруку "Ташеноперы" Герхарду Динстбиру: " Детская опера "Храбрый портняжка" австрийского композитора Вольфганга Миттера — это наш первый опыт обращения к детскому репертуару в 2006 году. Прежде мы делали разные современные авангардные проекты или, наоборот, старинные раритетные оперы для взрослых. Сейчас нами уже получен специальный грант на реализацию детских проектов. У нас нет своего стационарного здания. Мы — небольшая команда, которая для каждого проекта формирует новый состав на определенную постановку на какой-либо сцене. Мы не работаем как репертуарный театр, а скорее как проектное бюро "Ташенопера". И вот спектакль "Храбрый портняжка" был создан в 2006 году, имел большой успех и был показан 50 раз. Особенность музыки Вольфганга Миттера — так называемая акустическая декорация, использование электронной музыки. Это было удивительно, что детскую оперу можно показать таким образом. Мы впервые работали с Евгением Ситохиным. Потом пришло решение отчасти поменять и музыку, и либретто, и костюмы, и декорации и пригласить новый состав исполнителей." Фото: Биеннале театрального искусства Перед началом спектакля австрийский посол Йоханнес Айгнер обратился к публике с теплыми словами: "В детстве я очень любил сказку братьев Гримм о смелом портном и сегодня с удовольствием вспомню ее вместе с вами. Пусть эта музыкальная история "Ташеноперы" станет посвящением году музыки Австрии и России. Спасибо театру Сац за приглашение нашего театра к вам, дорогие юные зрители." С первых же секунд представления стало ясно, что это совершенно другой тип театра, к которому привыкли мы. Все работало здесь по-другому и давало неожиданные зрительские последствия. Потрясающий эффект произвела акустическая декорация. До конца стало понятно, что это такое. Мы ведь не существуем в мире вне звуков и не живем без различного рода шумов. Мы воспринимаем приятное сочетание чего-то негромкого как тишину. Испытываем клаустрофобии, если тишина приближается к вакууму. Мы и сами обладаем акустической природной декорацией собственного тела. Акустическая декорация "Храброго портняжки" — это записанная электронная звуко-шумо-фоно даже не музыка, как таковая. Большого труда составило, вообще, ее услышать, потому что это был наш привычный по жизни звучащий ежедневный фон, состоящий из миллионов составляющих. Когда герои на сцене находились в разных сюжетных "ландшафтах" — поле, лесу, замке, комнате портного, вероятно, в электронном фоне Миттера добавлялись типичные для каждого места звуки. Но это воспринимается на бессознательном уровне, невозможно идентифицировать. Размышляла об этом я уже после спектакля дома. Единственный инструмент, реально сопровождавший представленную оперу, был контрабас. Пристроившись сбоку сцены, контрабасист играл по нотам, извините, мычал в низком регистре что-то непонятное. Но это только на первый взгляд. Постепенно вырисовывались функции этого оркестра и дирижера в одном лице. Во-первых, соло контрабаса удивительным образом попадало в акустический фон, создавая одно целое. Во-вторых, музыкант давал определенный тон, от которого отталкивались певцы-актеры в своих декламациях. Привычное пение здесь отсутствовало, но речь персонажей была почти как в речитативах классических опер. Вероятно, контрабас также показывал всякие переходы и паузы, смену условной тональности, диапазона женского и мужских голосов и много других технологических штучек. Совершенно сценически обворожительной была принцесса со своим высоким звонким тембром, вокальной скороговоркой, стремительными скачками в разные тесситуры. Это создавало абсолютно-типичный образ принцессочки, капризной и взбалмошной, обаятельной и глупой. Вызывало восхищение к композитору, так точно расчленившему человеческую речь в мело-декламацию, сумевшему поймать тончайшие интонационные микро-фразы. Любопытно было бы взглянуть на партитуру, прописано ли это нотами или есть только указания на направление мелодических линий и ритмической агогики. Возник один момент, где Портняжка и Принцесса, условно говоря, поют секунд двадцать сложнющую дуэтную, буквально, абракадабру, да так интонационно точно, что под силу только хорошо темперированному строю фортепиано, где не нужно исполнителю самому строить чистоту интонации. Прямо a la Антон Веберн или Альбан Берг и прочие "нововенцы". Вероятно, в этом месте Миттер все-таки выписал точные ноты. Все эти умные рассуждения не для юного зрителя. А что же он? По большому счету, визуально на сцене ничего не происходило, но маленькие меломаны внимательно следили и сидели очень тихо. Мне было невдомек, когда через несколько минут дети стали подхихикивать и потом, вообще, смеяться в голос. Вроде бы ничего не вызывало веселья. Расхохоталась я сама, наконец, в сцене с несуразно-прикольным кабаном. Все это мне напомнило комиксы, иногда простые до примитивности, но очень смешные. Доказано, что дети увлекаются игрушкой, которая заставляет работать их воображение. Скупость декораций, отсутствие экшэна на сцене, возможно, дали какие-то сильные посылы детской аудитории. Она явно увлеклась. И на это не влияло, звучит ли классическая оперная ария или авангардный саунд-фон, дети воспринимали все быстро и правильно. Главное не нагружать их нашими взрослыми атавизмами на счет трудностей авангарда. Фото: Биеннале театрального искусства И очень находчиво был "изображен" запах душистого варенья, которого ужасно хотелось испробовать безденежному Портняжке. Розовый легкий платок перемещался на невидимом прутике по сцене. А у тебя щекотало в носу. Фестиваль "Видеть музыку" — это всегда возможность сотрудничать, знакомиться, рассматривать разные эстетико-театральные воззрения, традиции и эксперименты. Это условия для развития и обновления российского театра. Специальный гость фестиваля Венская "Ташенопера" подарила интереснейший повод для размышлений о музыкальном театре, детской опере и том, как можно видеть музыку сегодня.