Войти в почту

«Черная метка». Как татары боролись с пьянством

Распитие спиртного в исламе строго запрещено, однако напитки под градусом всегда существовала. О том, что пили татары и их предки рассказал замдиректора по научным исследованиям Госархива Татарстана Ильдар Шафиков. Поклонение кумысу Слабоалкогольные напитки употребляли еще предки татар - волжские булгары. Так, арабский путешественник Абу Хамид аль-Гарнати в своих исследованиях писал, что климат в Поволжье своеобразный, поэтому местные придумали специальные напитки из меда, которые помогают им его переносить. При этом путешественник не уточняет, что это за напитки из меда, современные ученые предполагают, что это медовуха. «Во времена аль-Гарнати (XI-XII века) развернулась полемика о том, что именно считается в исламе запретным напитком, - рассказывает Ильдар Шафиков. - Некоторые придерживались мнения, что все зависит от намерения: если человек пьет, чтобы напиться, то это харам (запрещено). Если употребляет в лекарственных целях, то можно. Другие придерживались более строгой доктрины: сомнительные напитки пить нельзя». В Золотой Орде (государство, образовавшееся после завоевания Волжской Булгарии в XIII веке, из которого в XV веке выделилось Казанское ханство – Прим.ред.) самым распространенным опьяняющим напитком у кочевых народов был кумыс, у оседлых народов - медовуха и пиво. В русских летописях есть свидетельства, что некоторые золотоордынцы злоупотребляли алкогольными напитками. Например, казанский хан Сафа-Гирей (муж знаменитой Сююмбике), который жил в XVI веке, умер, разбив голову об умывальник, будучи пьяным. «Кумыс считается слабоалкогольным напитком, но все зависит от степени брожения, - поясняет Ильдар Шафиков. - Он запретным не являлся, но был нежелательным к употреблению. О «веселящих» свойствах кумыса знали все. На праздниках, церемониях, свадьбах его широко употребляли, существовала целая культура потребления кумыса. Помимо него при дворе подавали перегнанное и концентрированное вино». Русский квас под запретом В XVIII веке мусульмане вновь подняли вопрос о том, что можно пить, а что нет. Имамы разделились на две группы: первая полагала, что можно пить напитки, полученные холодным брожением - квас, кефир, кумыс и прочие. Вторая группа рассудила, что любой элемент алкоголя запретен, поэтому нельзя употреблять даже прокисшее варенье или забродивший компот. Поэтому в некоторых деревнях люди не пили вовсе, а в других были распространены определенные напитки. Например, за пределами Казани пили пиво, в Мензелинском уезде и на юго-востоке Казанской губернии (современные территории Нижнекамска, Альметьевска, Заинска) медовуху. «При этом в уезде, где тот или иной напиток не был распространен, его запрещал пить имам. Выходило так: в одной деревне пивом открыто угощают, а в соседней он непозволителен. Квас татары долгое время не употребляли, так как это русский напиток», - рассказывает Ильдар Шафиков. В 1858 году Казань посетил знаменитый французский писатель Александр Дюма. Будучи уверенным, что татары не пьют алкоголь, он весьма удивился, увидев вывески над винными лавками татар, где на писано «Бальзам». Мусульмане объяснили ему, что они ничего не нарушают, так как пьют лекарственные настойки. «Страждущий татарин, — иронично писал он в путевых записках, — выпивает вместо лекарства бутылку вина и уходит исцеленный. Магомету нечего возразить: перед ним больной человек, а не пьяница». В конце XIX века в Казани начали употреблять европейское вино. За пьянство били палками Татары никогда не одобряли пьянства и оно не носило массового характера. Хотя было всякое. В Госархиве РТ нашли документ XIX века, в котором жители просят снять с должности имама, который заложил чалму и Коран, чтобы купить «горячее вино» (водку). По жалобе провели проверка, которая подтвердила факты. Еще один интересный инцидент, доказывающий борьбу татар с алкоголизмом, произошел в одной из деревень под Казанью (ныне Зеленодольский район). Там имам запретил жителям отмечать сабантуй, так как на празднике они напивались и теряли над собой контроль. В XIX веке для борьбы с алкоголизмом использовали жесткие методы. Например, имам имел право избить палкой пьяницу. Казанский ученый и этнограф Карл Фукс писал, что татарам, злоупотребляющим спиртным, мазали лицо черной краской. Между тем, некоторые использовали борьбу с алкоголизмом как политический инструмент. Например, в суде обвиняемый мог сказать, что видел свидетеля пьяным. Или молодой имам, желая подняться по карьерной лестнице, наговаривал на старшего, что тот выпивает. «Наряду со слабоалкогольными напитками у татар были популярны вино, крепкие настойки, пиво. Но массовым пьянство никогда не было. Злоупотребление спиртным всегда порицалось в обществе», - отметил Ильдар Шафиков.