Проект «Подростки: мир без агрессии» поможет школьникам не стать жертвой травли

Фото Михаила Холина и Сергея КоротковаПроект «Подростки: мир без агрессии» поможет школьникам не стать жертвой травли— Коллеги, давайте будем честными, — завкафедрой психологии Нижегородского института развития образования Елена Еделева смотрит в зал, — практически в каждом классе есть изгой. Ее коллеги, школьные психологи, кивают. Собственно, за тем они и собрались: чтобы изгоев стало меньше. Дело происходит в «Кинофактуре»: педагоги и психологи собрались на закрытый показ видеороликов о подростковой агрессии. Ролики сняты в Центре «Практика» Нины Зверевой. В 2017 году «Практика» выиграла президентский грант на образовательно-просветительский проект «Подростки: мир без агрессии». На средства гранта режиссеры, сценаристы, видеооператоры, звукорежиссеры центра создали около десяти видероликов. — Я не могу назвать это игровым кино, но это и не экспромт, — объясняет Наталия Юдина, исполнительный директор проекта, — скорее, ролик-импровизация. Мы давали подросткам «вводные»: в чем суть ситуации, кто играет роль агрессора, кто – жертвы… А дальше они импровизировали. И сыграли так, как, наверное, не смогли бы сыграть взрослые.На экране три девочки. Явно – три подружки. Причем хорошие девочки – и это тоже видно. — Маа-а-аш, — тянет одна из них, заметив проходящую мимо четвертую. – А ты чего делае-е-е-ешь? — К экзамену готовлюсь, — четвертая садится чуть поодаль, с учебником. И дальше начинается классическая игра «в собачку». Кто в нее не играл (в роли жертвы или агрессора – не важно), тот, считай, в школе не учился. Учебник выхватывают из рук, перебрасывают одна другой, девчонка мечется между хохочущими одноклассницами… — Отдай! А ну отдай! – пытается выхватить из их рук книгу. — А то что?! – кричит ей в лицо «агрессорша». – А то – что?! Что?! – и в этом крике столько всего, столько непонятых эмоций, которые зародились внутри, не были осознаны, но уже рвутся наружу, столько обид и столько превосходства (тревожного превосходства: подростковый возраст – это время, когда любой агрессор больше всего боится стать жертвой и зачастую становится ею), что хочется воскликнуть вместе с этой девчонкой: «А то – что?!»Ролик заканчивается. Он не дает ответа, как себя вести в такой ситуации. Он дает возможность психологу и школьникам обсудить, как можно было бы поступить, чтобы не попасть в ситуацию травли. И что делать, если ты в нее все-таки попал. На закрытом показе этот вопрос обсуждают сами психологи – так, как обсуждали бы подростки. Тема увлекает их настолько, что через какое-то время они перестают быть психологами – и действительно становятся подростками. Границы возраста – штука весьма условная. В одном из роликов опоздавший старшеклассник отвечает на обвинения учительницы спокойно и вроде бы даже слегка растерянно: но видно, что именно он владеет ситуацией. Учительница-агрессор теряется и едва не переходит на крик. — Нет, я не разрешила тебе сесть за парту! — Так, может, я тогда пойду? – школьник поворачивается к двери. — Нет, ты никуда не пойдешь! — Ну, мне как-то неудобно стоять перед всем классом. Екатерина Сергеевна, давайте вы примете решение, а? – не ручаюсь за дословность цитаты, но суть высказывания – именно такая. Еще один ролик – мальчик, желая вернуть девушку, разместил в сети ее интимные фотографии. Еще один – мама прибежала к дочке-старшекласснице в класс и пытается всучить ей котлетки перед поездкой класса на экскурсию, а желательно – и вовсе увести с экскурсии: «Ты знаешь, сколько сейчас автобусов переворачивается, пойдем-ка лучше вместе в зоопарк!» Еще ролик, потом еще и еще…В каждом подростку приходится делать выбор – самостоятельно, здесь и сейчас. И каждый ролик заканчивается моментом выбора. У него нет продолжения – потому что правильных ответов может быть много. Но для каждого зрителя правильный ответ – свой. — У кого из вас были в школе ситуации, связанные с жесткостью? – руководитель центра «Практика», ведущий российский тренер ораторского мастерства, двукратный обладатель премии «ТЭФИ», руководитель проекта «Подростки: мир без агрессии» Нина Зверева специально приехала на закрытый показ, чтобы обсудить проблему подростковой агрессии с психологами. Руки поднимают больше половины зала. — Мы все – взрослые люди, все окончили школу не вчера. Но все помним, как это было больно, — продолжает она. – И мы понимаем: нам нужно научить быть сильными их – подростков. Лучшая защита, которую мы им можем дать – подготовить к возможному возникновению агрессии. А дальше они справятся сами, потому что ситуация не будет вызывать у них шока.Совместный просмотр и обсуждение ролика – как раз из серии «подготовить заранее». Во-первых, в процессе обсуждения непременно вскроются «болевые точки», которые в классе есть, но пока тихо тлеют. Хороший психолог такие «очаги боли» заметит и поможет школьникам их преодолеть. А во-вторых, подростки научатся распознавать «ситуации агрессии» — и не попадать в них ни в роли жертвы, ни в роли агрессора. — В этом огромный плюс видеороликов, — говорит адвокат Татьяна Рябкова, — в них показаны ситуации агрессии в самом зачаточном их состоянии. А до нас они доходят уже на уровне уголовных дел, когда группа подростков избивает своих сверстников (или взрослых)… И ведь хорошие же ребята! Каждый по отдельности – отличный парень или девчонка. Но таково устройство подростковой группы: коллективный уровень интеллекта в ней – обратно пропорционален числу участников. Чем больше группа, тем глупее и нелепее поступки она совершает.Кстати, в обсуждении «как жертве выйти из ситуации» самый интересный ответ дают не психологи, а сами подростки. Они же – актрисы, сыгравшие в роликах в том числе и роли жертв – Екатерина Блетенкова и Диана Марганова. — Мы вчера ехали в автобусе, — Диана, которая с блеском сыграла роль беззащитной отличницы, улыбается, — и там была пожилая женщина: она громко по телефону говорила кому-то, что ей никто не уступает места. Вроде бы она ни к кому в автобусе и не обращалась, но при этом кто-то из пассажиров вскочил и место ей уступил. И я подумала: а что, если в ситуации, когда тебя начинают травить, вдруг взять телефон и сказать: «Алло! Ну что, выиграл свои соревнования по боксу? Правда? Ну ты крутой! И что, придешь хвастаться?» — и, прикрыв трубку рукой, объяснить «агрессорам»: «Извините, брат двоюродный звонит». Диана интуитивно нащупала ключ к решению. В плоскости «агрессор-жертва» можно находиться бесконечно, периодически меняясь друг с другом местами либо находя себе новых агрессоров и новых жертв. Прекратить конфликт можно лишь в случае, когда один из участников перестает «играть по ролям» и выходит из плоскости в трехмерное измерение. — Ну все, превратили девочку в собачку, — может засмеяться вдруг та, что прыгала за учебником, — ладно, я хоть размялась. Победили меня аж втроем, молодцы. Давайте книжку. И три «агрессорши» отдадут. — Та-дам! – может поднять высоко над собой судочек с котлетками та, к которой прибежала чересчур заботливая мама. – Объявляется аукцион вкусной и здоровой пищи. Кто самый голодный? Кого угостить? И кто-нибудь из мальчишек наверняка протянет руку. — Екатерина Сергеевна, простите, пожалуйста. Что-то я обнаглел, — может вдруг улыбнуться умный старшеклассник – и они оба с Екатериной Сергеевной поймут, что всего-то через лет десять-пятнадцать он станет уже если не топ-менеджером, то близко к тому, и что вот именно сейчас, в ситуации с вспылившей учительницей он научился решать самые сложные задачи – уравнения человеческих отношений. И она улыбнется ему в ответ. Нет такого учителя, которого не радовали бы успехи его учеников.- Итогом проекта станет цикл видеороликов и методичка, поясняющая педагогам-психологам, как с помощью созданного видео говорить о подростковой агрессии в школах и с детьми, и с учителями, и с родителями, — говорит Наталия Юдина. — На базе НИРО планируется создать курс по подростковой агрессии на основе материалов проекта. Кроме этого, его авторы готовят информационное обращение к Комиссии при Губернаторе Нижегородской области по правам человека и содействию развитию институтов гражданского общества и рассмотрению общественных инициатив с целью обратить внимание к проблеме растущей агрессии среди школьников на общественном и государственном уровне. В октябре 2018 года все материалы будут доступны для просмотра и скачивания на официальном сайте Центра «Практика» Нины Зверевой http://praktika.nnov.ru/ 12+

Проект «Подростки: мир без агрессии» поможет школьникам не стать жертвой травли
© Нижегородская правда