Похищение детей на органы и красные "Калины": чем пугают друг друга нижегородцы в соцсетях
Громкие случаи пропажи 13-летней Маши Ложкаревой и 9-летней Маши Люлиной не на шутку взволновали общественность. Пока одни расклеивали ориентировки, прочесывали леса и поля и даже заглянули в толщу водоемов и канализацию заброшенного здания, другие перемалывали кости семьям пропавших и критиковали действия волонтеров, сидя дома на диване. Находились и те, кто говорил, что видел пропавших девочек в торговых центрах или что их давно нашли, но факты скрывают от широкой общественности. Корреспондент Newsroom24 попыталась выяснить, как тема пропавших без вести детей разрослась до массовой истерии. В сентябре произошли еще два резонансных исчезновения малолетних девочек: 7-летней Маши Старостиной, которую удалось спасти из рук похитителя, и 2-летней Вики Нижегородцевой, которая потерялась в густой траве и была найдена живой в 1 км от дома. Нижегородцы стали активнее интересоваться деятельностью поисково-спасательных отрядов и откликаться на прочес местности, если речь касалась пропажи детей. Впрочем, зачастую помощь горожан заканчивалась на отклике к просьбам сделать репост в социальной сети, правда, содержание постов пользователей сети интересовало мало. Так, поисково-спасательный отряд “Волонтер” проводил обучение информационных координаторов, чьим заданием было создание и распространение ориентировки об исчезновении 7-летнего Кабана Пятачка. В ориентировке было размещено мультяшное изображение Пятачка, а в посте крупными буквами обозначен учебный поиск. Тем не менее, обладатели медленного Интернета, которым не удалось рассмотреть картинку, и те, кто делает репост, не читая, сразу же “бросили клич” на поиск друга Винни-Пуха. При этом триггером был возраст пропавшего, а имя... “мало ли сейчас диковинных имен и фамилий”. После исчезновения 9-летней Маши Люлиной социальные сети захлестнула волна сообщений, наводящих ужас на обывателей: в поселке Ясенцы Павловского района Нижегородской области было совершено две попытки похищения. Похититель, приехавший на красном автомобиле "Лада Калина", пытался заманить детей в автомобиль котёнком. Двое мальчиков возрасте 9-10 лет, испугавшись, убежали в магазин, а 11-летняя девочка убежала домой. Позднее СУ СКР по Нижегородской области опровергло информацию о похитителях на «красной калине». Однако история о мнимых похитителях на этом не закончилась и получила неожиданное продолжение в Выксе. Местные жители несколько часов искали мальчика, которого якобы увезли двое мужчин на красной «Калине» с номером 314. Массовые поиски были прерваны полицией, когда выяснилось, что историю похищения выдумал местный подросток, чтобы привлечь к себе внимание. Впрочем, не он один, а в целом все авторы интернет-страшилок сочиняют их ради славы, привлечения внимания и популярности своих аккаунтов в соцсетях. «Когда человек передает слух, он получает свою "минуту славы", ведь все внимание окружающих обращено к нему. Не стоит недооценивать значимости этого момента. Так устроена психика, внимание других важно для людей. Конечно, есть иные гораздо более здоровые способы, но чем менее гибка психика человека, тем меньше в его арсенале способов привлечения внимания для ощущения своей самоценности в обществе», -пояснила психолог Ольга Чехова. «Авторы «вбросов» так желают своей популярности в Сети, что готовы отвлечь волонтеров от реального поиска. Так, одна из нижегородок писала во всех соцсетях и лично мне, как координатору поисково-спасательного отряда, что видела пропавшую Машу Ложкареву в ТЦ Мега. Пришлось, проверять эту информацию вместо решения важных задач в зоне поиска девочки. Позднее выяснилось, что информация оказалась ложной и девушка таким образом хотела получить лайки и подписчиков, а значит и деньги потенциальных рекламодателей,» - рассказал Сергей Шухрин, руководитель поисково-спасательного отряда «Волонтер». Как правило, провокационные сообщения, вызывающие массовую истерию написаны по одной и той же схеме. В основе лежит общее чувство: желания и надежды, страхи, злость и агрессия. «Слухи сильно воздействует на эмоции. А все, что вызывает в человеке эмоциональный отклик, очень хорошо запоминается. Чаще всего, они ложатся на готовую почву. Каждый конкретный слух принимается на веру согласно степени соответствия уже сложившейся картине мира. Когда возникает дефицит информации, человек попадает в ситуацию неопределенности, которая вызывает большую тревогу, внутреннее напряжение. Именно такая ситуация становится благодатной для возникновения слухов. В вакуум информации как бы затягивается любой слух, который так или иначе может снять это невыносимое напряжение от неопределенности,-отметила Ольга Чехова. Фейковые истории содержат в себе призывы сделать «массовый репост» или «срочно рассказать всем, чтобы уберечь себя и близких». Для усиления эффекта правдивости авторы «уток» ссылаются на анонимный источник, который якобы проговорился о чем-то секретном. Это может быть «знакомый в органах», «друг из ФСБ», «мамочки с детской площадки» или «учительница на родительском собрании». В зависимости от актуального информационного повода по Интернету гуляли фейковые истории про СПИДоносные иглы, которые какой-то злодей втыкает в поручни эскалаторов метро, про лезвия, примотанные к качелям на детской площадке или спайсы в конфетах, которые раздают детям на улице. Часто интернет-пользователи с азартом подхватывают и распространяют такие страшилки, чтобы завязать разговор с незнакомцем и в конечном счете, перестать быть одинокими. «Человек стремится быть частью какого-то сообщества, а тут такой подарок: обсуждения слуха в сети, например. Если включиться в это обсуждение, да еще найти в беседе тех, кто поддержит тебя - это отличный способ почувствовать себя сопричастным. Ощущение сопричастности к сообществу вызывает выработку так называемых "гормонов радости", в частности, окситоцина и серотонина,» -рассказала Ольга Чехова. Интернет как способ распространения информации также играет в распространении слухов не последнюю роль. По словам Ольги Чеховой, при отсутствии заслуживающих доверия источников критерием достоверности выступает количество упоминаний. «Люди зря болтать не станут!» Большое доверие к информации, которая транслируется с помощью широких по охвату источников, возникает особенно у тех людей, которые не привыкли мыслить самостоятельно. Им проще и удобнее пользоваться готовым мнением, чем создавать свое. Бороться с недостоверной информацией можно только соблюдая информационную гигиену. Прежде чем делиться очередным слухом, нужно сопоставить факты, уточнить полученные от других сведения. А лучше подождать два-три дня, возможно появятся новые подробности или опровержения и искусственно раздутый информационный пузырь — лопнет.