В Московском театре Романа Виктюка состоялась первая премьера нового театрального сезона «Любовью не шутят» по пьесе Альфреда де Мюссе. Игорь Неведров посвятил свой второй режиссерский опыт (первый был спектакль «Венецианки») мастеру - Роману Григорьевичу Виктюку. В далеком 1834 году поэт романтизма написал блистательную комедию с трагическим финалом - по следам своего любовного романа с Жорж Санд. Они вместе только вернулись из путешествия по Венеции в Париж и поняли, что их отношения умирают. Альфред де Мюссе писал Жорж Санд о том, что покончит собой, а мужественная и мудрая Жорж Санд отвечала красиво: «Я не люблю тебя больше, и обожаю навеки». Спектакль «Любовью не шутят» о вечной любви, которая бесконечна, и которая из века в век происходит по одному и тому же сценарию. Так это было у Мюссе и Санд. Так это бывает у многих возлюбленных, которые слишком серьезно относятся к своему чувству. Большой круг на сцене и несколько небольших кругов - главная и неизменная декорация спектакля. Несмотря на то, что главные герои пьесы – резкие и взрывные, траектория их отношений двигается исключительно по кругу. Они бегают вокруг этого шара-солнца за своей любовью, бегают от нее, но неизменно возвращаются к той самой первой точке, где встретились и полюбили друг друга с первого взгляда. Ученик Романа Виктюка – режиссер спектакля Игорь Неведров использует как идею своей постановки строки Александра Блока, который воспевал вечную любовь и Прекрасную Даму: «…Все это было, было, было свершился дней круговорот. Какая ложь, какая сила, тебя, прошедшее вернет?». Вернуть прошлое нельзя, но можно только дождаться новой встречи - через века. И еще раз попытаться изменить ход любви. Однако, весь трагикомизм этого возвращения заключается в том, что и в следующий раз все повторится так, как было в первый раз. Это неизбежно. Влюбленные главные герои пьесы - Камилла и Пердикан, - понимают, что они созданы друг для друга, безумно влюблены, и даже реальность готова их соединить узами счастливого брака, но роковое «нет», побеждает. Так же было у Мюссе и Жорж Санд. Возможно, если бы влюбленные соединились согласно мифу Платона о двух половинках (декларирующий цитаты из своих произведений древнегреческий философ также является одним из персонажей спектакля), то не было бы смысла им снова встречаться в так называемой «другой» жизни. Они бы выпали из круга встреч и разлук, и попали бы в рай. Но в раю всем влюбленным места не хватит, а счастье нужно заслужить. У Камиллы и Пердикана самые распространенные недостатки. Она гордячка и недотрога. Он - избалованный эгоист, который способен на измену и предательство. В спектакле Пердикан говорит: «Все мужчины - обманщики, все женщины - лукавы, болтливы, коварны. Весь мир - безобразная клоака». Альфред де Мюссе написал эти строки, находясь на грани самоубийства из-за разрыва с Жорж Санд. В итоге он не покончил с собой, как грозился. А вот Розетта, которую обманул Пердикан в его пьесе, свела счеты с жизнью, и ее призрак всегда будет стоять между влюбленными. Любовью не шутят, потому, что от нее умирают. Но почему это комедия, если в пьесе есть и самоубийство, и несчастный финал? Автор произведения дал исчерпывающий ответ на этот вопрос в своей «Исповеди века», написав: «Я не люблю и не уважаю грусть, хотя люди точно сговорились окружить ее особым почетом. Глупое и дурное украшение». Кстати, не любит грустить и тот, кому посвящена эта постановка - Роман Виктюк. Поэтому он всю жизнь посвятил театру, своим ученикам, поиску и обретению счастья. После спектакля зрители аплодировали стоя и кричали «Браво!», без преувеличения называя спектакль шедевром. Но разве мог ученик посвятить мастеру несовершенный спектакль?

Девять кругов любви
© Вечерняя Москва