Дворы без автомобилей и мини-пруды под окнами

Строя жилье, девелоперы стали ориентироваться на семейных покупателей. Они делают ставку на благоустройство территории жилого комплекса. Тренд на благоустройство и создание интересных общественных зон в массовом сегменте появился в 2010-х — примерно тогда же, когда стал зарождаться комфорткласс. — После кризиса 2008 года метры перестали продавать сами себя. Застройщикам пришлось бороться за покупателей и создавать более интересный продукт за относительно небольшие деньги. Это затронуло и квартирографию, и планировки, и появление квартир с отделкой, и благоустройство общих зон, — рассказывает руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Олег Репченко. В большинстве московских дворов давно существующих и оформившихся районов присутствует конфликт интересов конкретных групп жителей: владельцев собак, тинейджеров, взрослых, гуляющих с малышами, и взрослых без детей, которым необходимо запарковать машину или элементарно «подышать воздухом» на лавочке. Об этом говорит руководитель управления градостроительной разработки ГК «А101» Светлана Афонина. — Успех благоустройства — в удовлетворении потребностей жителей, создании во дворе возможностей для жителя со смыслами, важными именно для него. Например, важно создавать места для общения тинейджеров, в противном случае тинейджеры начинают «захватывать» территорию,— пояснила Светлана. — Поэтому мы предусмотрели в парке одного из своих жилых комплексов территорию, специально отведенную под отдых подростков— «тинсквер». В последнее время считается, что большие детские площадки и развлекательные зоны лучше создавать не внутри дворов, а на отдельной территории. Тогда игры и шумные занятия не помешают жителям домов. — Например, в одном из наших микрорайонов создано уникальное игровое пространство для детей и взрослых в концепции PlayHub — «Пирамиды». Или другая зона — SpotHub. Это многофункциональные пространства, объединяющие в себе спортивную и социальные функции. Здесь расположены скейтпарк, места для стритбола, традиционные спортивные площадки, workout, — рассказывает руководитель направления по созданию продукта ПИК Елена Туболева. Спортивные зоны уже не ограничиваются тренажерами и хоккейными «коробками». Как сообщили в пресс-службе «Группы ЛСР», во дворе одного из домов девелоперы решили выставить столы для игры в настольный теннис — достаточно недорогое, но необычное решение. Отдельные решения в благоустройстве можно назвать модными — их используют многие девелоперы, желая выглядеть прогрессивно. — Последний писк — это дворы без машин, — рассказывает архитектор Григорий Лесняк. — Такой проект, например, был реализован на улице Базовской в Северном округе. Также в моде входы в подъезд на уровне земли, ландшафтный дизайн, включающий альпийские горки и небольшие водоемы. Популярны необычные скамейки, фонтаны и велодорожки. Но главное в грамотном благоустройстве, как считают эксперты, это не конкретный набор инструментов, а общие принципы и зонирование пространства — чтобы во дворе нашлось место для всех. Еще один важный тренд — многофункциональность и разнообразие. По мнению экспертов, важно, чтобы элементы благоустройства не диктовали жестких и узких вариантов использования. — Дайте людям некоторое разнообразие условий для разных типов активностей — и они самоорганизуются, спонтанно сформируют группы по интересам, — уверена генеральный директор компании Martela Елена Аралова. — Большой стол во дворе, где взрослая часть жителей будет играть в шахматы, гамаки-качели для стаек подростков, дорожки для мам с колясками и спрятанные в песке игрушки для малышей-кладоискателей — чем больше разнообразие сред, тем интенсивнее взаимодействие внутри сообщества. Впрочем, при покупке квартиры в новостройке нужно иметь в виду, что картинки благоустройства необязательно будут соответствовать реальности. — Старт продаж начинается задолго до детальной разработки концепций благоустройства. На конечный вид двора влияет множество факторов и ограничений. Например, инсоляция, пожарные проезды, инженерные сети,— говорит Елена Туболева. — Однако сама концепция того, что вы увидите на картинке и в жизни, будет, разумеется, общей. Директор по маркетингу и разработке продукта ГК «А101» Дмитрий Цветов подтверждает: — В одном из наших проектов мы уже на стадии реализации поняли, что многофункциональная хоккейная «коробка», которая в летнее время может быть переоборудована в футбольное поле и волейбольную площадку, внутри дворового пространства в вечерние часы для жителей может быть менее комфортна — мяч, отлетая от борта, создает больше шума. Мы заменили борта на 3D-ограждение. Функция осталась, но картинка поменялась, — пояснил эксперт. Олег Репченко резюмирует: — Сейчас интересное благоустройство — общий тренд в комфортклассе. Однако гарантий, что все будет выглядеть так, как на рекламных картинках, нет. Лучше ориентироваться на генплан, а в идеале — посетить сданные объекты застройщика и посмотреть, как в них реализовано обещанное благоустройство.

Дворы без автомобилей и мини-пруды под окнами
© Вечерняя Москва