Ох уж эти сказочки! Судьба великого Георгия Милляра
Сегодняшние дети и не знают, кто сыграл самых злых и в то же время комичных персонажей в старых советских сказках, зато наше поколение перед Милляром не перестает снимать шляпу. Каким Баба Яга и Кощей Бессмертный был на самом деле? Георгий Франциевич имел происхождение весьма благородное. Отец, Франц де Милье, талантливый инженер, прибывший из Франции для обучения русских инженеров моторостроению, будучи в Иркутске, по уши влюбился в настоящую русскую красавицу, дочь золотопромышленников Лизу Журавлеву. Та тоже была очарована воспитанным и благородным французом. Они были ровней друг другу и скоро получили благословение родителей и переехали в Москву. Жили в достатке. В центре столицы у супругов имелась огромная квартира, в Подмосковье и Геленджике — по даче. Для обучения маленького Гоши нанимались лучшие гувернантки. Обязательными в программе были не только уроки хорошего тона, но и немецкий и французский языки. Когда будущему актеру было три, папа скончался. Впрочем, его семья от этого не обеднела и не потеряла влиятельных родственников. Тетка Гоши, без памяти любившая племянника, была известной актрисой того времени. Она немедленно взяла над малышом шефство и вдоволь поводила его по театральным премьерам, концертам знаменитых Шаляпина, Неждановой, Собинова. Не удивительно, что дома подрастающий мальчик стал подражать артистам. Он пытался петь и танцевать, а также повторял понравившиеся ему сценки. К школьному возрасту Георгий Франциевич полюбил играть в домашний театр, устраивая маме настоящие спектакли. Революция Кащей Бессмертный (1944) Ему было 14, когда в стране начались кровавые события. В безоблачную только начинавшуюся юность мальчишки вмешался случай. Чтобы уберечь семью, мама вывезла ребенка в Геленджик, а через некоторое время выяснила, что их дача в Подмосковье изъята в пользу государства, а в огромной квартире разбита коммуналка, в которой им с Гошей теперь положена только одна небольшая комната… Опасаясь преследований, мама немедленно сменила себе и сыну фамилию, получив вместо французского благородного де Милье немецкое и чуть более простое Милляр. Школу мальчик по фамилии Милляр оканчивал в Геленджике, а после выпускного бала устроился бутафором в местный театр. Даже заполняя официальные анкеты, он старался больше никогда не упоминать о своем происхождении. Держал в тайне даже то, что в совершенстве владеет привитыми с детства немецким и французским языками. Конечно, он мечтал однажды и сам очутиться на подмостках. И однажды талантливому и кропотливому бутафору Гоше подвернулась необычная возможность. В театре ставили «Золушку», но прямо перед началом вдруг пришло известие о том, что главная героиня внезапно заболела. Заменить ее в считанные минуты было решительно некем. Тогда сам Милляр оделся в ее наряд и отправился на сцену — благо всю роль за время репетиций успел выучить наизусть. Увидев, что бутафор справляется, режиссеры начали давать ему и другие, более органичные для молодого мужчины роли. Москва Майская ночь, или Утопленница (1952) Вдохновленный полученным опытом, Милляр все-таки осмелился отправиться в город своего детства — в Москву. Он поступил в Школу юниоров при Московском театре Революции, ныне — театре имени Маяковского. Сложного и необычного студента каждую сессию обсуждали всем педсоставом. С одной стороны, он выделялся ярким талантом и неукротимым интересом к профессии. С другой — фактуру имел самую неактерскую, да к тому же его отвратительная дикция никак не хотела поддаваться коррекции, сколько бы он не занимался речью. Его не выгнали только потому, что комиссия каждый раз не могла прийти к единому мнению по Милляру. Вроде бы психофизические данные не дадут ему выходить на сцену, но ведь есть еще и талант! Мало ли, как его можно реализовать! Так Георгий Франциевич и доучился до выпускного и, более того, получил место в театре, в студии которого проходил обучение. В следующие несколько лет необычный актер сделает постановки более посещаемыми, выходя на сцену лишь в эпизодических ролях, но даже аптекаря из «Ромео и Джульетты» сделает запоминающимся. Кино Новые похождения Кота в сапогах (1958) Тетра ему было мало. В 1941 году Милляр ушел в кино, покинув сцену навсегда. Сначала непонятного актера брали только в эпизодические роли. А потом приятель Милляра, начинающий режиссер Александр Роу задумал снимать свою первую в жизни сказку — «По щучьему велению». Георгия Франциевича он утвердил на роль Царя Гороха. Проект был рисковый: экранизировать волшебство задача непростая. Но Роу придумал самоходную печку, гуси у него пятились, а щука исполняла желания. После дебюта его признали мастером и немедленно заказали режиссеру следующую сказочную историю. Планировали «Василису Прекрасную». Главные роли были утверждены, а вот Бабу Ягу Роу найти никак не мог. Пробовались самые талантливые, самые эксцентричные и возрастные актрисы. На просмотр вызвали даже Фаину Раневскую, но было все не то. Роу, который боялся задержать съемки из-за того, что «Баба Яга» никак не находится, жаловался Милляру, дескать уже всех отсмотрел. Милляр, хитро прищурившись, отвечал: «Не женская это роль… Какая женщина даст себя изуродовать? А вот я — дам». Не женская роль Вечера на хуторе близ Диканьки (1961) Роу до последнего считал идею дурацкой, но не мог не попробовать. Чтобы не ударить в грязь лицом, Милляр тщательно проработал образ. Кое-что он взял от бабки-пастушки, с которой познакомился на отдыхе в Ялте. Старая, согбенная гречанка, с недобрым взглядом, крючковатым носом, длинными руками и короткой палочкой… Характера персонажу добавила склочная соседка Георгия Франциевича по коммуналке. На славу постарались и гримеры — и от природы худощавый Милляр, сгорбленный, в золе и с бутафорским носом, оказался настоящей мистической старухой, наводящей ужас на несколько поколений любителей советской сказки. Озвучивать тоже взялся сам. Резюмировал: есть такие старушки с прокуренным альтом, гнусавящие и подвывающие. Роу намеренно не указал Бабу Ягу в титрах — Милляр там был отмечен, как сыгравший совсем другую роль (он играл несколько персонажей). Критики, пытавшиеся найти неординарную «актрису», блестяще исполнившую Бабу Ягу, терялись в догадках, а друзья только посмеивались. В общей сложности Бабу Ягу Милляр сыграет десяток раз. Всего в его творческой копилке набралось более сотни разных ролей, в большинстве из которых Георгий Франциевич выступает в качестве того или другого сказочного персонажа. Жизнь Девушка с гитарой (1958) Несмотря на происхождение и сытое детство, в котором маленького Гошу сильно баловали, взрослел он все же в условиях далеких от благоустроенности, потому взрослым оказался скромным и не требовательным. Всю жизнь так и прожил в коммунальной квартире, в которую превратилась его собственная. Застенчивому актеру приписывают брак. Якобы в 30 лет Милляр женился, а спустя некоторое время молодая осчастливила мужа новостью: они ждут пополнения! Но актер не обрадовался. По медицинским показаниям Георгий Франциевич не мог иметь детей, поэтому моментально понял, что ребенка супруга нагуляла и отправил ее к любовнику. Он не был женат до 65 лет, пока в той же самой коммуналке не появилась соседка — 60-летняя Мария Васильевна. Всем приглянулась женщина актеру и тот сделал ей предложение. На негодующее высказывание о том, что мужчина ей не нужен, ответил, что он не мужчина, а Баба Яга! Свадебные столы на открытом воздухе, на набережной Москва-реки Милляру накрывал Роу — в качестве подарка, в первый день съемок «Варвары-красы…». С Марией Васильевной актер прожил до самой старости, уважая и любя жену всем сердцем. Несмотря на целую плеяду блестящих ролей, звание Заслуженного актер получил только к 85-летнему юбилею. В жизни он был человеком очень тихим, любил выпить в хорошей компании, любил детей и никогда не отказывался выступить для них. Однажды его пригласили на вечер, куда должны были прийти 850 школьников. Милляр купил им всем альбомы для рисования и в каждом изобразил Бабу Ягу. Написал пожелания и оставил автографы, но в тот день за ним так никто и не заехал. Альбомы разошлись по соседям… Умирал актер в глубокой старости — в тот год ему должно было исполнится 90. После его смерти часть вещей попали в Музей кино. Так же оказались и несколько невостребованных альбомов… Варвара-краса, длинная коса (1969) Волшебная лампа Аладдина (1966) Королевство кривых зеркал (1963) Новые похождения Кота в сапогах (1958)