Светлана Миронюк: «У тебя возьмут столько, сколько ты готов отдать»
Светлана Миронюк, ведущий медиаменеджер страны в 2000 году, бывший главный редактор РИА Новости, сменила профессию. В течение года Светлана Миронюк возглавляла департамент маркетинга и коммуникаций в Сбербанке в должности старшего вице-президента, сейчас преподает в Московской школе управления «Сколково» и руководит службой маркетинга PWC в России. Свою личную вовлеченность в сферу благотворительности Миронюк активно использует в консалтинге, пропагандируя социальную ответственность бизнеса и радость донации. Светлана, как вы стали заниматься благотворительностью? Недавно читала выпускникам сколковской школы лекцию, как осознанно изменить свою жизнь. В этом смысле у меня классическая история: в 2013 году я закончила с одной индустрией и поехала получать МВА в Чикагский университет. Так сейчас многие делают, когда хотят поменять жизнь и профессию. Все задуманное получилось, а многие мои знакомые сменить профессию так и не смогли. На лекции я анализировала почему. Мне так повезло? Или мой медийный бэкграунд сработал? Важнее другое: благодаря новым друзьям из чикагской бизнес-школы и филантропии у меня кардинально изменился круг общения. Новые социальные связи и отношения определили мою новую профессиональную реализацию — образовательную. Учеба и благотворительность изменили мою жизнь и дали новые смыслы. С 2013 года я в совете фонда «Подари жизнь» с Чулпан Хаматовой, с 2014-го — в фонде «Выход» моей подруги Дуни Смирновой. Я дружу с фондом «Дети-бабочки» Ксении Раппопорт, помогаю другим знакомым фондам. Со смехом я говорю Дуне Смирновой и Чулпан Хаматовой: девочки, вы позвали меня в филантропию, выписав путевку в новую жизнь. Светлана, как появились «Друзья»? Мы были знакомы до того, как я присоединилась к фонду. С Яном Яновским общались чаще, с Димой Ямпольским или Гором Нахапетяном — реже. Зато сейчас мы — настоящие друзья. Фонд «Друзья» — структура нового формата, как сейчас модно говорить — флеш-организация. Она формируется на основе ролей, которые играют люди. Эти роли гибкие и могут меняться. Например, сегодня я хедлайнер, завтра — один из рядовых участников. Каждый вовлечен настолько, насколько он в данный момент может и хочет. Правильная филантропия, на мой взгляд, устроена гибко: у тебя возьмут столько, сколько ты готов отдать. Фонд «Друзья» кардинально отличается от других фондов, потому что не помогает конкретным людям: он помогает некоммерческим организациям стать лучше. Его создали бизнесмены, для них филантропия — индустрия, такая же, как сфера услуг, образование, медиа. Они применяют подходы из бизнеса, оперируя понятиями эффективности и результативности действий. Мы иногда называем друг друга «серийные благотворители» — больные на голову в этом смысле люди, которым доставляет удовольствие заниматься выстраиванием возможностей и поиском решений для НКО. Что именно вы делаете во всех этих фондах? Принимаю участие в обсуждениях, поиске возможностей, в принятии некоторых решений. Я знаю, что моя экспертиза или контакты востребованы в определенных ситуациях. Я не хожу в хосписы к Нюте Федермессер мыть полы, не помогаю санитаркам, которые ухаживают за больными, и не приношу в фонды каких-то ощутимо больших денег — значит ли это, что мой вклад или влияние не так существенны? Системные изменения, профессионализация благотворительности, в том числе с помощью образования, по-моему, сегодня значат больше финансов и админресурса. Как поставить на промышленные рельсы фандрайзинг, как научиться получать деньги у бизнеса регулярно, а не просить каждый раз с протянутой рукой. Как заинтересовать компании в системной и, вы удивитесь, взаимовыгодной дружбе с НКО. Как добиться такой прозрачности и регулярной отчетности, как на финансовых рынках. Простое, но системное внедрение бизнес-правил и подходов делает благотворительную индустрию более масштабной и результативной. Мы надеемся через пять лет сделать умную благотворительность мейнстримом. Чтобы люди помогали НКО не только финансово, но и вкладывались своими профессиональными навыками и возможностями. Например, MasterCard профинансировал платформу Pro Charity. MasterCard сделала бесконтактные постеры для детей-бабочек. Подходишь к постеру, на котором призыв помочь детям-бабочкам, прикладываешь свою карточку и перечисляешь 100 рублей. В мире умная благотворительность работает и частным образом, и институционально. Юридические, аудиторские, бухгалтерские компании должны бесплатно отработать определенное количество часов на социальных проектах. Вот мой сын, который работает в Шотландии в юридической компании, на этапе обучения защищал бомжа в суде. «Друзья» выпускают годовой отчет, где публикуют все суммы, включая сборы от фандрайзинга. В 2016 году фандрайзинг составил почти 18 млн рублей, а 2017 году — 43 млн. Кто сейчас основные благотворители в России? Как санкции и кризис отражаются на благотворительных проектах большого бизнеса? Кто? Просто люди. Есть исследования по фандрайзингу в Европе и в Америке: когда экономическая ситуация ухудшается, простые люди начинают жертвовать больше денег, компании и частные благотворители, наоборот, урезают свои бюджеты. Логика человека проста: если мне сейчас плохо, то нуждающимся в помощи людям еще хуже. Филатропия у нас — это очень много разрозненных организаций. Есть частные филантропы. Есть фонд RVVZ Рубена Варданяна и его проект Phil in, фонд Потанина. «Рыбаков фонд» Игоря Рыбакова. Есть большое количество волонтерских организаций, есть много НКО в регионах, о которых мы мало знаем. В октябре мы представим результаты первого масштабного всероссийского исследования инноваторов в области социальной сферы, благотворительности и филантропии. Исследование — результат совместных усилий фонда «Друзья», Центра содействия инновациям в обществе «СОЛь» и сколковского Центра изучения благосостояния и филантропии. Все эти люди собрались, загорелись идеей, нашли ресурсы и запустили исследование с методикой «снежный ком». То есть поиск информации происходит во время многочасовых глубинных интервью. На основе этих интервью мы сложим благотворительную карту социального взаимодействия современной России. Мне как эконом-географу по первому образованию невероятно интересно понять, как развиты социальные и благотворительные институции федерального уровня, как дышит этот огромный неформальный нетворк хороших людей самых разных взглядов, объединенных простой идеей «сделать мир хоть немного лучше и добрее». А как маркетолог я уверена, что выживать и устойчиво развиваться в совсем недалеком будущем сможет только социально ответственный бизнес.