Войти в почту

Сергей Есенин: один-два-три… Полёт нормальный!

3 октября 2018 года солнечному мальчику русской поэзии исполняется 123 года, но Есенинские дни в Рязани и по всей России начались гораздо раньше — ещё 13 сентября состоялись первые мероприятия памяти золотоволосого поэта. Для Рязани Сергей Есенин — величина абсолютная и непоколебимая. Как и для всей России. Культ поэта чувствуется во всём — от памятников, которых не менее шести на родине Есенина до поэтических строк, которые радостно готовы выпалить в лицо усталому путнику местные жители. От шушуна и чёрного человека до отрывков из «Анны Снегиной». Всё на Рязанщине дышит Есениным, всё ему подчинено. Недолюбленный и недопонятый при жизни сегодня он невероятно любим своими соотечественниками, а память о нём трепетно оберегаема и умножаема. «Посланец русской деревни» Жизненный путь Сергея Есенина состоит из противоречий, поэтических случайностей, политических катаклизмов и личных трагедий. С невероятной болью и огромной любовью поэт писал о России — о царской и о советской. «Моя лирика, — говорил Есенин, — жива одной большой любовью к родине. Чувство родины — основное в моём творчестве». Сложный характер, доставшийся от матери и деда, склонность к бунтарству и эпатажу, непримиримость с обстоятельствами, обострённая справедливость создавали поэту немало жизненных проблем. И в отношениях с родиной тоже. Особенно после поэмы «Страна негодяев». Он вышел из деревни, крестьянский мальчик, второй ребёнок Александра Есенина и Татьяны Титовой (оба родителя пережили сына), золотоволосый и звонкий, рано начавший читать и рифмовать, пытливый и влюбчивый, окончивший школу на одни пятёрки. Особенные чувства с детства испытывал к русскому фольклору, былинам, сказкам, частушкам, песням. Совсем ещё юношей Сергей Есенин переехал в Москву, устроился работать в типографию, был принят в литературно-музыкальные круги столицы, начал публиковаться. Немного позже и Петроград встретил юного поэта искренне тепло и едва не задушил в своих северных объятиях. Или всё же задушил? Село Константиново На малой родине поэта в селе Константиново всё константно и выглядит так, словно только вчера в 1904 году маленький Серёжа вошёл в классы земского училища. Чёрные грубые парты, чернильницы-непроливайки, линейки, список учебников, по географии целых три: родиноведение, отечествоведение, мироведение. Именно на школьной скамье маленькому Серёже привили знание, что отечество хоть и меньше мира, но больше родины. Учебный день начинался с совместной молитвы учителей и учеников, в течение первого учебного года ученик был обязан выучить двадцать молитв. Памятник поэту Сергею Есенину в садике его дома в селе Константиново. Скульптор В. Онищенко. Ранние тексты Есенина не дошли до нас, были утеряны или уничтожены. Маленький Серёжа часто делился стихотворениями с учителем, передавал записки. Есть несколько уцелевших есенинских поэтических слов, запомненных товарищами по учёбе: «Щука в рака вцепилась, на нём кататься училась». Есенин-школьник рифмовал всё подряд, от крапивы до букашек, играл словами, наращивал броню на таланте, точил внутренний карандаш. Как знать, если бы не было этого села Константиново, не было реки Оки, не было прекрасных рязанских пределов, то не существовал бы и сам Сергей Есенин, вскормленный плодородной землёй, напоенный чистой водой, обласканный синим небом. Сегодня Константиново одно и самых посещаемых литературных мест России и мира. В Есенинские дни сюда приезжают тысячи паломников, чтобы своими глазами увидеть родину великого поэта и ощутить истоки его поэзии. Что манит этих людей? Что привлекает? Феномен Есенина заключается в том, что, несмотря на 123 года со дня его рождения он остаётся понятным и близким, он словно бы в каждом из нас. Крестьянский мальчик, рождённый в конце XIX века, близок современному свободолюбивому русскому человеку. Близок своей простотой и кристальной ясностью. Как и Пушкин. И неслучайно Есенин относится к числу самых переиздаваемых и переведённых (150 языков, что превышает даже пушкинские показатели) поэтов. Стихи Есенина очень любили итальянские партизаны-антифашисты, во Франции его сравнивают с Франсуа Вийоном, в Англии называют русским Гамлетом. Шушун Старомодный и ветхий оригинальный материнский шушун до сих пор висит в доме-музее Есенина в Константиново. В этом же доме имеются уникальные экспонаты: нательный крестик Татьяны Титовой (подарок музею от Сергея Филатова), семейные иконы Есениных, самовар деда Фёдора (не менее 150 лет), сундучок для книг и рукописей Сергея. Шушун — идеальное вкрадчивое разведывательное слово. В нём и шелест листвы, и змеиное недовольное шипение сорокадевятилетней женщины, которую сын изволит называть старушкой. Это слово доставило массу неприятностей переводчикам Есенина на английский. Да и на другие языки тоже. Как только ни называли шушун в англоязычных версиях текста. От грубоватого shabby overcoat до щеголеватого old jacket. «Наше всё» В эти праздничные для Рязани дни мне довелось пообщаться с директором Рязанской областной универсальной научной библиотекой имени Горького Натальей Гришиной. Мы с нею вместе посетили село Константиново и под проливным дождём, который оказался не такой уж помехой, ходили от дома к дому, от сруба к срубу. «Для меня имя Сергея Есенина крепко ассоциировано с понятием родины и России, — поделались со мною Наталья Гришина, — Я всю свою жизнь именно так воспринимала Есенина. И особенно это ощущается здесь, у нас, на рязанской земле, в Константиново. Когда становишься на этот высокий берег Оки и видишь эту синь и эту даль, то делается понятно, что стихотворения Сергей Есенин читал не режимам или власти. Он просто выражал себя в ту конкретную минуту времени, помня всегда, что он золотоволосый мальчик из этой самой синей дали, которую безумно любил. Мне Есенин даёт ясное понимание родины через его отношение к окружающему миру. На Рязанской земле к нему особое отношение. Но мне кажется, Сергей Есенин — та фигура, к которой такое отношение не только в Рязани и в Рязанской области. Он, как и Пушкин — наше всё!» И я знаю, что Наталья Гришина говорит так не для красного словца. У неё своё собственное отношение к тому, что каждая земля пестует своего соотечественника, своего земляка, поднимая его на пьедестал. В русской литературе невероятное количеств титанов, великих имён. «Эти имена должны быть знамёнами, — считает Гришина, — не только для своей малой местности, а и для всей России. Растаскивая по своим землям поэтов, мы делаем их местечковыми. Я категорична в этом вопросе. С Есениным, конечно, не совсем такая ситуация. Здесь его родина, его место силы, его почва, поэтому и концентрация несколько иная. Мы действительно его любим и выплёскиваем эту любовь, но тут тоже есть опасность, не залюбить, не зацеловать, не пустить в тираж. Найти тот способ проявления любви, который поднимает поэта, а не делает его доступным, мейнстримным, очевидным». Память Один из самых знаменитых памятников Есенину (автор Александр Кибальников) в центре Рязани находится по соседству с кремлём. Он был установлен в день 80-летия со дня рождения поэта в 1975 году. Памятник уникален тем, что он горизонтальный, а не вертикальный. Есенин запечатлён читающим стихи, его руки широко раскинуты, ворот рубашки расстёгнут. Если подойти ближе, можно увидеть, что груди поэта лежит крошечный жёлтый берёзовый листок, как привет из вечной немоты всем тем, кто пришёл поприветствовать Сергея Есенина в день его рождения. Поэт изображён в виде исполина, сверхчеловека, то ли выходящего из земли, то ли вкопанного в землю по пояс. Памятник находится недалеко от Спасо-Преображенского храма Рязани (Спас-на-Яру). Именно здесь у этого памятника сегодня прошёл памятный митинг в честь 123 дня рождения самого переводимого русского поэта, собравший не только жителей рязанской земли, но и людей из самых разных уголков России и стран зарубежья. Две версии смерти Смерть Есенина делит есениноведов и просто людей, которые любят его стихотворения, на две больших и противоборствующих группы. Одни считают, что он, действительно, наложил на себя руки. И «Англетер» — был закономерностью, а не роковой случайностью. На протяжении всей жизни у Есенина было несколько попыток уйти из жизни. Он прекрасно видел и осознавал, что происходит со страной. Ему это явно не нравилось, это звучало в его текстах, он много пил в последние годы. Пил, скандалил, выражал свой собственный протест против режима. Более того, последние годы он был психически болен, неустроен, несчастен, и его самоубийство — это трагический конец, к которому он целенаправленно стремился всю жизнь. Первая его известная попытка суицида была совершена в 1913 году, последняя удавшаяся на излёте 1925 года. Непосредственно после смерти Есенина абсолютное большинство современников склонялось к версии о суициде, разговоры шли только о мотивах: политическая подоплёка, травля, проблемы с психикой. Друг поэта Сергей Клычков считал, что такой финал стал итогом неудавшегося трагического розыгрыша со стороны самого поэта. В 80-е годы возникли версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой самоубийства. Основной вклад в разработку этой версии внёс следователь Московского уголовного розыска, полковник в отставке Эдуард Хлыстаков. Сторонники этой версии считают, что, если детально рассмотреть посмертные фото поэта, то можно предположить, что Есенин перед смертью был сильно избит. Один из ведущих есениноведов (доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина) Ольга Воронова неоднократно отвечала на вопрос о жизни и смерти Есенина. Объективно, на сегодняшний день, не было найдено доказательств насильственной смерти поэта. Государственная комиссия, созданная из светил литературоведения и судебной медицины проработала четыре года и за этот срок версия о самоубийстве не была опровергнута. Но всё также версия о суициде поэта упорно отрицается огромным количеством людей, которые не хотят мыслить с позиций логики человеческой, ведь поэта стоит оценивать по законам той системы координат, в которой он жил. Я тоже отношу себя к этим вторым, руководствуясь своими собственными внутренними ощущениями, а не записями в архивах. Поэт — довольно часто слабое существо, пьющее, порою нежелающее мириться с реальностью, стремящееся навсегда поселиться в раковине, своей собственной комнате со словами. Большую часть жизни поэт находится в ожидании лучшей строчки, а лучшая строчка — это всегдашняя перспектива, а не тупик и безысходность, необходимые для принятия решения о самоубийстве. Я верю в то, что поэт может решиться уйти за край лишь в одном случае, когда закончились слова и строки. Когда стало понятно, что не будет больше ничего из того, чем он живёт, но можно ли говорить о том, что Есенин в 30 лет мог растерять все свои слова и строки? Рок «Англетера» Совсем недавно в одном разговоре один мой друг очень точно сравнил поэзию с кровеносной системой, древнейшей из человеческих систем жизнеобеспечения. И мне отчего-то тут же вспомнился «Англетер» и кровавые смертельные последние строки Есенина «В этой жизни умирать не ново, но и жить, конечно, не новей» и не менее кровавые стихи южноафриканской поэтессы Игнрид Йонкер. «Англетер» оказался роковым не только для тридцатилетнего Сергея Есенина, но и для отца Юзовки, основателя современного Донецка Джона Хьюза (на моей родине его называли Юзом и даже имя переиначили на русский лад — звали Иван Иванычем), который скончался 17 июня 1889 года в этом же отеле от апоплексического удара. Есенин и Донбасс Но не только роковой и злополучный Англетер объединяет Есенина и Донбасс. В селе Константиново рядом с домом поэта стоит огромный бронзовый памятник работы известного скульптора Анатолия Бичукова. Анатолий Бичуков – уроженец Донецка и автор нескольких памятников Сергею Есенину. В октябре 2018 года по словам Ольги Вороновой, которая через три недели приедет с гуманитарной и образовательной миссией в Донецк, на базе Донецкого национального университета откроется Есенинский центр. В Донецк уже были переданы и ещё будут доставлены экспонаты: копи рукописей, фотографии, вещи и т.д. С гордостью Ольга Воронова продемонстрировала мне новый номер журнала «Современное есениноведение» (третий номер за 2018 год), в котором впервые появился раздел «Филологическая мысль Донбасса». Этот раздел теперь будет постоянным разделом журнала. У поэтов Донбасса и у великого русского поэта много общего, но главное – это любовь к родине. Есенин в 1914 году сказал: «Не надо рая, дайте родину мою!» И ровно через сто лет вслед за ним это повторили не только все поэты Донбасса, а и все жители Донбасса!

Сергей Есенин: один-два-три… Полёт нормальный!
© Украина.ру