Для чего на коврах для богослужения изображают орла
В церковных богослужениях используется множество самых различных атрибутов. Одним из них и является ковер круглой формы с изображением орла. Этот ковер так и называется орлец. Почему же именно эта птица стала религиозным символом? Для чего нужен орлец? Как уже было сказано выше, орлец – это круглый коврик, на котором изображен орел, летящий над городскими строениями. Этот ковер – обязательный атрибут богослужения, который кладется под ноги священника, имеющего архиерейский (епископский) чин. К такому чину относятся собственно епископы, архиепископы, митрополиты и патриарх. Округлая форма орлеца – это дань традиции. А по сути он может быть и прямоугольным, и квадратным. Кроме того, в некоторых храмах можно увидеть изображение орла и прямо на мозаичном полу. Родом из Византии Возникновения образа орла на атрибутах для богослужения самым непосредственным образом связано с историей христианства на Руси. Как известно, эта религия пришла к нам из Византии. Официальным гербом данной империи являлся орел с 2-мя головами. Согласно традиции тех времен, ковер, на котором был выткан подобный орел, считался прерогативой правителя. Только император мог находиться на таком ковре. Позже императоры Византии стали дарить ковры с изображением символа царской власти патриархам. Это считалось почетной наградой. Несмотря на то, что орел родом из Византии, церковный символ отличается от императорского. Дело в том, что на православных коврах орел вовсе не двуглавый, а с одной единственной головой. Недаром в русском чине поставления епископа 1456 года упоминается о том, что на кафедре для митрополита следует рисовать «орла единоглавна». Символ В своей книге «Символы русской православной церкви» историк Александр Казакевич утверждает, что оказываясь на ковре с изображением этой птицы, архиерей, образно говоря, становится на спину орла, который и несет на себе священнослужителя. Сам же орел считается символом божественного (небесного) начала любой власти. Еще апостол Павел в своем Послании к Римлянам писал: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога» (13:1-2). Поэтому сан епископа – это тоже власть от Бога, противиться которой все равно, что противиться «Божию установлению» (там же).