В невесте ценится дородность. Семейные традиции русских крестьян

Как относились к семье и браку русские крестьяне? Об этом можно узнать из заметок о жизни крестьян Спасского и Лаишевского уездов Казанской губернии, собранных 100 лет назад и недавно опубликованных Российским этнографическим музеем и минкультуры Татарстана. Ловкость и непорочность Вот как описали их семейные традиции народные корреспонденты (ими выступали земские чиновники и учителя): «Хотя парень хранит целомудрие недолго – обыкновенно до 15 лет и редко остаётся целомудрен до самого брака – до 18 и 19 лет, соседи на потерявших целомудрие смотрят с некоторым презрением. Говорят, что такой молокосос, а сделался распутником – «непутёвым человеком». В народе сложилось очень серьёзное отношение к брачному союзу. Считается, что брак – условие, договор, закон, обещание пред святым крестом и Евангелием, которым человек и должен следовать. Считается, что если человек женится, он обычно меняется, и чаще всего к лучшему. Вступление в брак считается необходимым для каждого порядочного человека. «Женатому много лучше и покойнее жить, - приводит народные аргументы корреспондент. - Законные дети кормят родителей под старость, в случае болезни есть кому присмотреть за больным. Жизнь брачная имеет определённую цель – жить и для себя, а больше для детей и семейства, а жизнь безбрачная – бесцельная и беспокойная. Брак считается возможным для мужчины от 17,5 и до 60 лет, а для женщины от 16,5 и до 70 лет». Считалось, что к браку необходимо готовиться, особенно девушкам. Даже был обычай – не отдавать девушку замуж, пока она не пробудет в доме несколько лет на положении работницы. Научившись таким образом вести домашнее хозяйство, она уже не встретит насмешек в чужой семье и родителям не стыдно будет за дочь. По наблюдениям корреспондента, в невесте особенно ценили такие качества, как дородность, ловкость и способность к работе, а из нравственных качеств – непорочность, здоровье, послушность, хорошая во всех отношениях семья. Выбирая жениха, первым делом обращали внимание на трудолюбие, здоровье, а больше – на имущественный достаток дома, трезвость. Старались также узнать, смирная ли семья, особенно свекровь. На этот счёт есть поговорки: «хорошая жена – всему дому голова», «Выбирай корову по рогам, а девку по родам». Если невеста была согласна выйти замуж, после сватания она должна дать сватам жениха в заклад свой самый лучший головной платок. Кроме того, во время девичника невеста должна была подарить жениху новый носовой вышитый платок, а жених в ответ преподносил ей кусок душистого мыла. Свадебные расходы семьи делили поровну с той или другой стороны. К тёще - по новой дороге Считалось, что после венчания молодые не должны возвращаться домой той же самой дорогой, которой невеста и жених ехали в церковь. «На прежней дороге может быть положено незаметно что-нибудь навороженное, или перейдут с ворожбой эту дорогу, так что молодые не будут жить согласно», - пишет корреспондент. Он приводит и другое объяснение: новую дорогу выбирают, чтобы вступающие в брак, ехавшие в церковь с сомнительными думами друг о друге, с неуверенностью во взаимной любви, отбросили от себя эти думы раз и навсегда. Если в наше время на свадьбе похищают невесту, но в те времена с брачного пира исчезал жених, вернее, отправлялся с несколькими ближайшими родственниками к тёще на блинки. Угощая новоиспечённого зятя, она мазала ему маслом голову. Потом он возвращался домой и прятался во дворе в соломе. Дружка, заметив, что новобрачного нет с гостями, объявлял об этом новобрачной, вручал ей плётку и велел искать мужа. Молодая, выйдя во двор, стегала каждого пришедшего гостя плёткой, требуя новобрачного. В итоге находила его в соломе, и её спрашивали, кто это. Жена должна была назвать мужа по имени и отчеству, после чего они целовались и возвращались в избу. Всю будущую жизнь молодых определяли первые дни их совместной жизни. В это время муж новобрачной, его родители следили за ней, замечали все её приёмы, ловкость, расторопность, сметливость, разговоры. Это позволяло понять, как себя с ней вести. Умные мужья делали выговоры жёнам втихомолку, наедине, чтобы в семье об этом не знали. Случались у крестьян и разводы, когда один из супругов уходил из дома. При разводе приданое жены отходит опять к ней. Если все дети - мальчики, то половина из них остаются с мужем, другая половина - с женой. А если есть дочери и сыновья, то девочек обязан взять муж, а мальчиков – жена. Арбуз в бане для роженицы «Появление на свет ребёнка встречается как благословение божие, - пишет корреспондент. - Когда женщина родит, то никого не пускают в дом. Строго наказывают всем домашним никому не сообщать об этом моменте». Хорошая примета, если во время родов у мужа тоже что-то болит, например, живот. Тотчас же после родов роженицу с новорожденным везут на лошади в жарко натопленную баню, прикрыв её тулупом с головы до ног, чтобы не простудилась и чтобы никто не сглазил. Едут очень тихо. В бане она с неделю лежит на полу, застеленном соломой. Там её и новорожденного ежедневно моют, купают и кормят гораздо лучше, чем дома. «Соседки и родственницы приносят пирогов различных, калачи, мёду, яичницы, рыбу, пива, красного вина, арбузов, солёных огурцов, - отмечает корреспондент. - И роженица замечает, какой пирог, что, сколько и кто принёс, чтобы самой отплатить им «на родинах» этим же». Крестят ребёнка через два или три дня после рождения. Его несут в церковь в чистой белой одежде. Задача крёстной матери - купить младенцу одежду, а крёстный отец покупает крест и оплачивает крестины. О воспитании детей С раннего возраста в жизни детей были наказания и молитвы. По наблюдениям корреспондента, наказывали ребят очень часто – «за нетерпимые шалости и вольности». Орудие наказания - плётка, висела в каждом доме на самом видном месте. Молиться дети учились на первом году жизни. «Когда ребёнок начинал понимать предметы и звук, ему уже внушают и показывают, где бог, - сообщается в заметках. - С трёхлетнего возраста начинают водить в церковь». С двух лет дети начинали нянчиться с младшими братьями и сёстрами, качать их люльки. С этого же возраста они приучались смотреть за домашними животными, помогать по хозяйству. С семи лет крестьянские дети начинают пасти лошадей. С шести лет приучаются жать, с 10 лет пахать, с 15 лет – косить. В целом всему, что умеет крестьянин, подростки должны быть обучены с 15 и до 18-20 лет.

В невесте ценится дородность. Семейные традиции русских крестьян
© АиФ Казань