Царство арта
Фото Кирилла МартыноваЦарство артаВ эти дни на Нижегородской ярмарке царит оживление. III Международная выставка живописи, графики, скульптуры, фотографии и декоративно-прикладного искусства «Арт-Россия 2018» собрала всё самое интересное в современном искусстве. Многоцветие искусства Участниками фестиваля стали более 250 художников из 24 городов России, а также ряда стран дальнего и ближнего зарубежья. Серая хмурость на улице мгновенно отступает перед многоцветием искусства. Можно часами бродить по выставке, рассматривая картины, созданные в разных стилях и жанрах – от китчевых кошечек и собачек, натюрмортов с цветами и маринистских пейзажей в стиле Айвазовского до работ знаменитого российского художника-пейзажиста, основоположника «пространственного реализма» Дмитрия Кустановича. А стенд «Итальянцы в России» – словно иллюстрация к знаменитой пьесе Ясмины Реза «Арт», в которой один из друзей за огромные деньги купил белую картину, присмотревшись к которой, можно было различить две линии. Итальянские мастера привезли в Нижний такие же минималистичные белые картины, открывающие свои тайны только при детальном рассмотрении с близкого расстояния. Стенд Греции «Путь единства» удивляет огромным портретом Максима Горького: греческие художники – единственные на выставке, кто не забыл о юбилее писателя-нижегородца. Есть здесь и объёмные картины, вырезанные из дерева – барельефы, очаровывающие своими тёплыми оттенками разных сортов древесины. Изображённые на них сценки, портреты, пейзажи напомнили о пышном великолепии средневековой резной мебели. Прикосновение Дамы надолго застывают у витрин с украшениями, созданными мастерами из Армении и Грузии. Изделия Вахтанга Джаниашвили, выполненные в технике знаменитой перегородчатой эмали, поражают своей красотой. Другой грузинский художник совместил в своей работе не только традиционные мотивы – декорирование жемчугом и бирюзой, но и использовал советские 15 копеечные серпасто-молоткастые монеты! Рыцарские латы, румяные яблоки и осенние листья, картины из самоцветов, нежнейшие вазочки из тончайшего стекла и даже скульптуры, сваренные из гаек, – чего только не встретишь на выставке! Обнажённый женский гаечный торс так и манит к себе мужскую часть посетителей, некоторые из них не удерживаются от искуса в прямом смысле прикоснуться к прекрасному. Любители керамики рассматривают большого керамического льва, восседающего в самом центре экспозиции. Множество зрителей толпится у стенда Виктора Морозова – признанного мастера художественной чеканки. Его монументальные работы соединили в себе восточное искусство чеканки и глубину славянской мифологии. Очереди выстраиваются для того, чтобы сфотографироваться с огромным драконом из папье-маше – созданием нижегородского «Музея живой бумаги». Скульптуры на стенде музея заставят улыбнуться даже самого мрачного посетителя выставки – столько в них юмора и иронии. Рядом пугает своими шипами противолодочная мина. На самом деле она – просто камин! Застывшее чудо Стенд «Артели нижегородских кукольников» – один из самых популярных на выставке. Каких только кукол там нет! Мастера охотно раскрывают свои секреты: на выставке проходят мастер-классы по изготовлению кукол, масок и украшений. А встречает посетителей этого стенда удивительный сказочный дедушка в лапоточках. Кукла, сделанная из полимерной глины, настолько реалистична, что поначалу кажется, что дед живой! Её автор – Алёна Абрамова, знаменитый на всю страну кукольный мастер из Владимирской области. Нижегородские фотографы, как мотыльки на огонь, слетаются к стенду амбротипии Дмитрия Штырова. Удивительное искусство старинной фотографии, ставшее популярным у нижегородцев после выхода на экран фильма Евгения Кудельникова «Студия Нижний», завораживает. Увидеть весь процесс создания амбротипа можно тут же, на выставке. Несколько минут – и вот уже в кюветке с раствором на стеклянном негативе проявляется портрет, уникальность которого в неповторимости и единичности. Быть может, в этом и есть смысл искусства в уникальности?