Свитера с «оленями», дети Смешариков на свалке. Мы поговорили с придумавшим их пермским дизайнером
Антон Жаворонков рассказал про мемы, городскую тоску и свитера с "оленями" Дизайнер из Перми Антон Жаворонков год назад начал выпускать свитера «с оленями». Нет, не с рождественскими Кьюпедом, Доннером или Рудольфом, а, например, с нерадивыми родителями, безбашенными руферами, гоняющимися за модой трендов и так далее. А после недавних событий, когда люди ночевали в очереди за новыми айфонами, дизайнер выпустил новый принт на эту тему. Мы встретились с Антоном и узнали, как человеческие поступки вдохновляют его на творчество, и кто, в его понимании, настоящие «олени». — Антон, как пришла идея делать свитера с «оленями»? Начал рисовать эскизы, вдохновляясь тем, что происходит вокруг? — Перед Новым годом я услышал по радио какую-то рекламу классических свитеров с оленями. Такие вещи особенно хорошо заходят в зимние каникулы. Фраза «свитера с оленями» «варилась» у меня в голове. Я подумал, что люди в некоторых ситуациях ведут себя примитивнее, чем многие животные. И чаще всего их называют именно оленями. Так я составил список глупых поступков, сделал по ним эскизы. Мой компаньон быстро нашел в Москве фабрику, и мы заказали партию свитеров с тематическими рисунками. Прогулялись с Антоном по Перми, нашли близкие по духу надписи на стенах — Откуда брал сюжеты? — Некоторые из них — классические ситуации. Вот, например, парень прилип языком к столбу. Женщина перебегает на «красный» сигнал светофора. Ребята решили отдохнуть с алкогольными напитками в детском саду, это даже не олени, а какие-то другие животные, наверное, свиньи. Другие сюжеты я наблюдал лично или видел в интернете. Вспомните популярный ролик «Не лезь, она тебя сожрет», когда мужчина под градусом решил пообщаться с медведем. Экстремалы-руферы, прыгающие с высоты, тоже стали моими героями. Я думаю, что глупо так рисковать своей жизнью. Тема дорог тоже близка многим. Вот свитера с изображениями асфальтоукладчика, который работает зимой. А здесь наглядная картинка, как некоторые паркуются. Все это мы видим каждый день, и это интереснее, чем мемы, которые зачастую не побуждают задуматься. Журналист 59.ru примеряет свитер с "оленями", рядом - автор — Некоторые художники относятся с сарказмом к происшествиям и трендам, они в символической форме отражают проблемы социума, высмеивают их. Мне кажется, что ты делаешь нечто похожее. — Это не основная моя деятельность. Я не люблю «вывозить» на трендах, становиться популярным за чей-то счет. Мне больше нравится что-то самому придумывать, поэтому сейчас больше занимаюсь IT. Но смеяться — это хорошо. Для этого у меня есть отдельная группа в соцсети. Тут можно обсудить новый логотип Артемия Лебедева, пошутить о дизайне. Я, кстати, с этого и начинал. Дизайн — это очень веселая профессия, но она накладывает отпечаток. И если не шутить, будет непросто. Картинки, опубликованные в группе, показывают, что я думаю о трендах. У людей есть бизнес-мышление, но нет денег на дизайнера. Тогда они своими силами создают логотип, применяя, как им кажется, все современные фишки: шрифты, тени, обводки. Как правило, получается вот так. Антон показывает картинки с инструкцией создания “успешного” лого. Но самое интересное: если осознанно сделать подобный логотип для крупной компании, это обязательно привлечет внимание. Люди удивятся и скажут «ну нифига себе». — То есть, неважно, что безвкусно, главное — цепляет? — Да, потому что прилизанность надоедает. Когда все по канонам, скучно. А подобный стиль — это вызов. Представьте, если на портале 59.ru будет логотип подобного стиля. Хайп обеспечен. — А тебе нравится то, что делает Лебедев? — Да, особенно последние работы. Например, логотип закусочной «ДжонФедор». Он вовремя понял — людям нужен какой-то треш, кич, выход за рамки, потому что все уже приелось. Но это не мешает мне любить классических художников — Айвазовского, Шишкина. Море, сосны, невероятный свет, реализм. — Расскажи о других своих социальных картинках — Вот малышарики – дети известных персонажей Смешариков — в российских реалиях. Подобные места есть и в Перми, хотя фото сделаны не у нас. Тут я не смеялся, это грусть. Хотел акцентировать на проблеме свалок. Смотрим картинки с кукольными существами, которые играют возле мусора и грязи. А вот узники социальных сетей. Антон показывает свои рисунки с героями, зависимыми от интернета, и картинки с изображениями рекламы смартфонов. А это мое отношение к рекламе. — Как думаешь, Пермь развитый город в плане творчества? Как тебе грустное лицо от художника Sad Face, которое уже стало городским брендом? — Да, тут много творческих людей. Мне нравится, что на берегу Камы появляются интересные арт-объекты. Пермь красивее, чем была 10 лет назад, но могла бы стать лучше. Ей не хватает стиля. А грустное лицо не провоцирует, не думаю, что оно как-то влияет на умы людей. Другое дело — логотип OBEY. Тут лицо, которое вызывает эмоции, «цепляет». — Грустное лицо популяризировано, поэтому я тебя о нем спрашиваю. В моем понимании, оно отражает пермский характер. — Да, в чем-то, конечно, отражает. Пермяки мало улыбаются, часто недружелюбные. Они тоскуют много, как будто все время в ожидании подвоха. Я иду по улице, а на меня смотрят так, словно я преступник. Может потому, что и я эту действительность отражаю в чем-то, а может, виновата погода, но суровый нрав у многих на лице. — А ты что закончил? — Я даже не закончил профессиональное училище, не доучился на электромонтера. Понял, что не хочу этим заниматься. Был раздолбаем, но ощущал, что хочу большего. Учился дизайну сам, по урокам в интернете. — В этом году придумаешь новые темы для свитеров «с оленями»? Да, скоро уже Новый год. Пора обновить сюжеты, думаю, их накопилось много. Антон подарит свитер тому, чья идея его вдохновит Предлагаем читателям придумать злободневную тему для рисунка на свитере «с оленями». Автор идеи, по которой Жаворонков сделает эскиз, получит свитер. Ранее мы рассказывали о новых арт-объектах в Перми, среди которых — железное дерево, Красный человечек-треножник и зеркальный объект «Перископ».