25 лет красоты: как менялся российский рынок косметики

Специализированные выставки - своеобразный индикатор ситуации на рынке. В 2018 году на международной бьюти-выставке InterCHARM-2018 зарегистрированы более 1100 участников и ожидается около 70 000 посетителей. Если в Советском Союзе выбор косметики был небольшой: тушь в коробочке, тональный крем "Балет", лак для волос "Прелесть", то в 1990-е женщины с удовольствием выбирали яркие тени и помады, а французская пудра перестала быть экзотикой. Уже в 1994 году состоялась первая косметическая выставка в Москве, а по всей России предприниматели открывали салоны красоты и кабинеты эстетической медицины по западному образцу. Спустя 25 лет в России представлены все важные косметические бренды, каждый год на рынок выходят новые и новые игроки, а программа выставки InterCHARM занимает целых четыре дня. Как все начиналось В 1990-е годы рынок косметики был одним из самых быстрорастущих: в Россию приходили зарубежные сети из Франции, Великобритании, Германии, открывались местные мультибрендовые сети, покупатели открывали для себя новые ниши товаров и с удовольствием следовали мировым трендам: коричневая помада, брови-ниточки, цветные волосы и необычные прически. Первый "международный фестиваль красоты Интершарм-94" прошел с таким же размахом: кроме новых косметических брендов и конкурсов стилистов, которых тогда еще называли парикмахерами, в программе присутствовали концерт Лаймы Вайкуле и театрализованное шоу Сергея Зверева. Очевидцы же жаловались на тесноту, неудобную площадку, плохую организацию и слишком экстравагантные выступления. Свобода, разнообразие, рыночная экономика За 2000-е годы российский бьюти-рынок окреп, покупатели привыкли к разнообразию на отечественных прилавках и к высокому качеству услуг. Высокая конкуренция позволяла удерживать цены на доступном уровне, а стабильный доход давал россиянам возможность пользоваться услугами на регулярной основе. К кризисному 2008 году в России было 51 046 салонов красоты, а объем рынка услуг достиг 31,8 млрд рублей. В это же время открылась крупнейшая отечественная компания, специализирующаяся на производстве натуральной и органической косметики, предвосхитив моду на экологичность и местную косметику. А организатором выставки InterCHARM Professional стала международная компания Reed Exhibitions, обозначив международное значение российского рынка. Миллениалы, диджитал и новая эпоха С тех пор прошло 10 лет: сегодня покупатели сокращают свои расходы на парфюмерию и косметику, выбирая недорогие позиции. Но даже с поправкой на относительную стагнацию рынка бьюти-индустрия чувствует себя уверенно: работают 85 000 салонов красоты по всей России, а объем рынка в 2017 году составил 417,2 млрд рублей. В первой половине 2018 года было продано услуг на 40,73 млрд рублей, это на 9,95% больше аналогичного периода 2017 года, говорится в исследовании агентства DISCOVERY Research Group. По словам гендиректора Reed Exhibitions Russia (организатор международных бьюти-выставок InterCHARM) Анны Дычевой-Смирновой, потребители не перестали пользоваться косметикой и ходить в салоны красоты, просто на эти цели они стали тратить меньше денег. "Косметика и парфюмерия - это продукция, от которой в наше время нельзя отказаться, особенно женщинам. За 25 лет организации выставок InterCHARM мы видели разные состояния бьюти-индустрии, которая за это время развилась очень стремительно. Могу сказать, что в данный момент не самая критичная ситуация. Уверена, со временем рынок восстановит свои позиции", - отметила Анна Дычева-Смирнова. В 2018 году организаторы InterCHARM - крупнейшей на сегодняшний момент международной бьюти-выставки в России, СНГ, Центральной и Восточной Европе - ожидают более 1100 участников из 38 стран, а также около 70 000 посетителей за четыре дня работы. За 25 лет мир изменился, и индустрия красоты вместе с ним. Как и везде, здесь на первый план выходит интернет. Если в прошлые годы основными каналами продвижения были глянцевые журналы и телевизор, то сегодня увеличению спроса на косметическую продукцию способствуют и бьюти-блогеры, которые на своих страницах в соцсетях стали продвигать различные бренды. "Четверть потребителей принимают решение о покупке на основании отзывов в социальных медиа и блогах. И сегодня многие косметические процедуры совершаются под влиянием социальных сетей. Декоративная косметика, например, переживает настоящий бум благодаря аудитории блогеров", - отметила Анна Дычева-Смирнова. Интернет-торговля тоже играет не последнюю роль в восстановлении рынка красоты, хотя специфика продукции не дает ему развиваться так же быстро, как в других сферах. В онлайне, как правило, совершаются уже повторные покупки. Сначала же товар приобретается в офлайне, где также можно протестировать продукт и получить консультацию специалиста. Те, кому в силу профессии или хобби нужно первыми знать обо всех трендах бьюти-индустрии, и сегодня выбирают профессиональные выставки. Посетители InterCHARM-2018 первыми увидят новинки производителей и вместе с экспертами смогут обсудить состояние, тренды и перспективы бьюти-индустрии и поучаствовать в мастер-классах. Специализированные выставки - своеобразный индикатор ситуации на рынке. Если есть запрос на натуральную косметику, то в программе InterCHARM заявляют круглый стол "Закулисы натуральной косметики", а интерес к локальным рынкам можно удовлетворить на конференции "Халяль-косметика и уход: влияние религиозных практик на появление новых рынков. Перспективные процедуры и направления в салоне и спа для мусульман". В целом за годы развития концепция выставки претерпела значительные изменения: отказались от званых вечеров и развлекательных мероприятий, ежегодно приглашают иностранных специалистов, снизили цены на входные билеты. Среди экспонентов есть и "старожилы", и новички. Впервые откроется павильон Бразилии, где национальные компании представят косметические средства на основе уникальных природных ингредиентов, а также бьюти-аксессуары. Выставка InterCHARM пройдет в подмосковном выставочном центре "Крокус Экспо" с 24 по 27 октября. Посетителям необходимо зарегистрироваться на официальном сайте мероприятия и приобрести билет.

25 лет красоты: как менялся российский рынок косметики
© ТАСС