Прародительница скрипки украсила коллекцию Музея музыки

В Российском национальном музее музыки состоялась торжественная церемония — в дар ему были переданы три понтийские лиры из личной коллекции мастера по изготовлению этого традиционного греческого инструмента Георгиоса Илиадиса. Корреспондент «ВМ» увидела, как выглядит прародительница современной скрипки. Музей обладает богатейшим собранием всего того, что объясняет явление «музыка». И одна из самых значимых и разнообразных его коллекций — музыкальные инструменты от старинных, работы великих мастеров (среди хранящихся здесь образцов — шедевры Страдивари, семей Гварнери и Амати), до теперешних, созданных нашими современниками. Но ни одной понтийской лиры до сих пор в фондах музея не было. Понтийская лира не просто символ греческой республики Понт, но и прародительница современной скрипки. Этот струнный смычковый музыкальный инструмент был изобретен греками, живущими на побережье Черного моря, во времена Византийской империи. Истории понтийской лиры уже более тысячи лет, и сегодня существует множество школ игры на понтийской лире в Греции и Турции. Множество коллективов и солистов, играющих на ней, выступают не только на народных праздниках, но и в престижных концертных залах. Георгиос Илиадис — выпускник художественно-графического факультета Государственного института Карачаево-Черкесской Республики, известный исследователь и изготовитель понтийской лиры. Дар Георгиоса Илиадиса, что стал частичкой собрания инструментов, насчитывающего около четырех тысяч единиц хранения, принял директор Музея музыки Михаил Брызгалов. В финале вечера зазвучала понтийская лира — братья Матфеос и Константинос Тсахуриди исполнили греческие народные произведения, поэмы из акритского эпоса, песни народов мира. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Георгиос Илиадис, художник, мастерпонтийских лир, коллекционер: — Я провел много экспериментов, сделал более 200 чертежей, продумывая возможность различных модификаций лиры и ее частей. Перепробовал много пород древесины. В итоге остановился на волнистом клене, из которого делают скрипки, и начал собирать лиры по методу изготовления скрипки, использовать лаки, применяемые при изготовлении скрипок. Но на определенном этапе понял, что надо вовремя остановиться, так как если долго модернизировать понтийскую лиру, то в конце получится европейская скрипка. Сейчас я работаю над созданием всего семейства понтийской лиры. Наверное, хочу повторить подвиг Василия Андреева, который из балалайки сделал классический музыкальный инструмент, на базе которого был создан оркестр русских народных инструментов. Кто знает, может, и мне удастся услышать оркестр понтийских музыкальных инструментов.

Прародительница скрипки украсила коллекцию Музея музыки
© Вечерняя Москва