Режиссер Марина Брусникина: Не надо ничего бояться

Марина Брусникина назначена художественным руководителем Экспериментального театрального центра новой драмы «Практика». Скоро состоится премьера ее постановки «Человек из Подольска. Сережа очень тупой». В интервью «ВМ» режиссер рассказала о планах театра и возможных переменах, которые неизбежны с приходом нового худрука. — В театре «Практика» по разным обстоятельствам была частая смена руководителей и дирекции. Несмотря на крепкий костяк коллектива, хотелось бы пожелать больше стабильности. Тем более что правительство Москвы намерено оказывать театру финансовую и организационную поддержку. —Как ни странно, но стабильности и основательности не хочется. Театр «Практика» интересен экспериментальным подходом, поиском новых форм, имен и творческой неуспокоенностью. Для меня, художественного руководителя, важно сделать так, чтобы наша жизнь бурлила, были проекты, не похожие один на другой. Путь бесконечного поиска — непростой, но невероятно интересный. — «Практику» называют «модным театром». Как вы относитесь к такому определению и будете ли поддерживать репутацию? — В нашем театре есть своя публика, как, впрочем, и в большинстве других. Те зрители, которые приходят к нам, — особенные. Во многом из-за них театр занимает свою нишу, которую необходимо сохранить. Разумеется, публику нужно расширять, но при этом и бережно сохранять прежнюю, которая именно «Практику» предпочитает остальным театрам Москвы. А что касается определения «модный театр», то ничего плохого в нем не вижу. Театр должен быть востребованным, популярным, посещаемым и, как говорится, на слуху. Беда, когда актеры, режиссеры, художники тратят свое время, силы, а в результате это никому не нужно. Правильно и сохранить, и расширить публику. — В труппе много так называемых «резидентов» и приглашенных артистов. В связи с этим не возникнет ли театральный хаос, некая безвкусица? — Определенного стиля в экспериментальном театре быть не может. Объединяющие, связующие вещи в том, что «Практика» — театр современного текста, поиска, искренности и таланта. Чем больше будет разных по стилю спектаклей, тем лучше. — Вы ставите «Человек из Подольска. Сережа очень тупой» по двум пьесам Дмитрия Данилова. Почему выбрали этот материал для своей первой премьеры на этой сцене? — Здесь есть талантливая, неожиданная драматургия, которая работает с сознанием человека и меняет его. При этом пьесы написаны с невероятным юмором. Благодаря им много нового узнаешь о себе, и это интересно. — Считается, что классика — всегда актуальна, но вы предпочитаете современных авторов. Почему? — Сегодняшний театр не может существовать без постановок авторов, которые живут в настоящее время. Мир изменчивый, и все вокруг день ото дня преобразуется: и звук, и угол зрения, и воздух, и речь, и ценности. Жизнь движется вперед, и рождаются молодые люди, которые очень отличаются от предыдущих. Театр должен растить новое поколение, и я стараюсь этим заниматься. — Марина Станиславовна, с Дмитрием Владимировичем Брусникиным вы были единомышленными партнерами, соавторами. Наверняка и у вас бывали разногласия и несовпадения во мнениях? — Дмитрий Владимирович был гораздо многообразнее, шире, смелее, добрее меня. Я пыталась призвать его к разуму и поставить в рамки. Зачем тебе это нужно, спрашивала я. Но он не принимал ограничения и зов разума. Во мне нет такого объема, масштаба, какие были у Дмитрия Брусникина. После его ухода из жизни отчетливо это сознаю. Если раньше я находила пользу в своем разумном подходе, то сейчас учусь именно широте, бесстрашию. Дмитрий Владимирович всегда мне говорил: «Ничего не надо бояться», — да он и сам никогда не боялся. Мне казалось, что это неправильно, что можно соединить разум и свободу, но сейчас понимаю, что мастер был прав. — Известно, что Михаил Булгаков в своем напутствии пасынку тоже написал: «Ничего не бойся». Ученики Дмитрия Владимировича говорят о том, что «мастер научил их быть свободными». Не секрет, что другие педагоги обучают по системе «кнута и пряника». Что вы об этом думаете? — Он культивировал талант в человеке и никогда не останавливал его в развитии. Я пыталась построить учеников, чтобы они «приличнее выглядели» и были в безопасности. Ничего не бояться — это прекрасно, но сложно в нашем мире. Самое трудное и почти недостижимое — быть при этом еще и свободным. Будем к этому стремиться. Правильный выбор — расширять горизонты. — В связи с новым назначением не придется ли отказаться от сотрудничества с другими театрами в качестве режиссера? — Разумеется, все, что я обещала поставить, — поставлю.

Режиссер Марина Брусникина: Не надо ничего бояться
© Вечерняя Москва