Спектакль «Три товарища» собрал аншлаг
Вчера в Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова был невообразимый аншлаг. Зрители стояли на ступеньках, в проходах амфитеатра и балконов, чтобы увидеть спектакль «Три товарища» в постановке Георгия Цхвиравы. Омский государственный академический театр завершил свои гастроли в столице инсценировкой легендарного романа Ремарка, которая вызывает единодушный восторг. Публика без мест и на галерках стояла до победного конца, ожидая трагического финала. - Кто художник невероятно красивой и точной декорации? - слышала я в антракте. - Художник - Эмиль Капелюш, - отвечала некая дама, читая программу спектакля. - А помнишь, в театре Вахтангова был прелестный спектакль «Король-олень» с Мариной Есипенко и Сергеем Епишевым, с неземными декорациями вот этого Эмиля, - поясняла другая. Пространство «Трех товарищей» состоит из двух наклонных параллелепипедов, которые создают трехмерность вселенной, с ее глубиной, объемностью, чувственностью, осязаемостью и материальностью. Роман Ремарка принадлежит к редким сочинениям, которые охватывают не только жизнь на земле, но и на небесах. В спектакле Омского театра главный герой Роберт (Николай Сурков) делится сокровенным со своими друзьями, которые не вернулись домой с войны и которые для него не менее важны, чем Отто и Готтфрид. Эти товарищи-призраки забирают к себе его возлюбленную - Патрицию (Мария Токарева), как ангела для более важной миссии, чем земная любовь. Это продолжение легко читается в спектакле. Правда, до расставания с Пат герои безбожно вспоминают нехорошую силу. Интеллигентные люди ругаются даже не как автомеханики - так сложились обстоятельства, что они занимаются ремонтом машин, а как сапожники. Первая мировая война сделала их циниками и «потерянными» личностями. Ремарк виртуозно «вплел» рассказ своего друга Хемингуэя, который ему поведала когда-то американская писательница и властительница дум Гертруда Стайн. Однажды молодой автомеханик, только что вернувшийся с Первой мировой войны, отказался ремонтировать ее «Форд». Стайн произнесла свою бессмертную фразу: «Все вы - потерянное поколение. Вот кто вы такие! И все вы такие. Вся молодежь, побывшая на войне!». Любовь обреченной девушки, которая стала другом для «трех товарищей», сплачивает этот мужской союз и очищает от крови, которая осталась от них после войны. Роберт прямым текстом свое прошлое называет «кровавым». Пат отдает свою кровь (у нее туберкулез) ради того, чтобы смыть кровь жертв войны. Так устроен мир, требующий за все плату. Три товарища всячески пытаются удержаться за материальный мир - заработать, разбогатеть: ведь неспроста они остались живы, и на их пути встречается неземное создание, которому достаточно слушать дождь, шум волн и голос любимого Роберта. В спектакле «Три товарища» показано столкновение враждебных миров - материального и нематериального, разумного и чувственного. Фактически со смертью Пат побеждает мир грубой материи, как это бывает в жизни, но героям удается вырваться из обыденного «круга вещей». Для большинства из нас этот круг - замкнутый, и только самым дерзким и неистовым удается совершить прорыв. У трех товарищей это получается благодаря любви и дружбе. Пат - только из-за любви, первой и последней. А воины-призраки смогли вырваться после смерти. Пат - главная героиня, потому что она совершает этот рывок «так просто и небрежно», как об этом говорит Роберт. В этом «просто и небрежно» - проявление гениальности любви и вечной женственности. «Три товарища» - подарок театральной Москве от одного из старейших театров России. Подарок от театра-побратима - Вахтанговского театра. В годы Второй мировой войны Омский театр приютил вахтанговцев, которые находились в Сибири в эвакуации. Сегодня они гастролируют в Омск, а омичи - приезжают в Россию с лучшими спектаклями. Недельный тур Омского театра в Москву состоялся при поддержке Федеральной программы «Большие гастроли».