Курск. Смех по Родине
Премьера спектакля прошла в минувшие выходные в Курском драматическом театре им. А.С. Пушкина Для чего люди ходят в театр? «Получить новые впечатления, пройти определённый путь вместе с героями пьесы и что-то понять для себя», – скажет большинство из нас. А ещё отвлечься от повседневной суеты, остановиться и от души поплакать или посмеяться. И то, и другое на вечер обеспечено для зрителей русской комедии в 2 действиях «Семейный портрет с посторонним» по пьесе Степана Лобозерова. Премьера спектакля прошла нв минувшие выходные в Курском драматическом театре А.С. Пушкина. Любимец курских театралов – заслуженный артист России Александр Швачунов в этот раз выходил на сцену в другом качестве – режиссёра-постановщика. Сюжет пьесы – классическая комедия положений. В дом, где живёт обычная русская семья из четырёх человек – Тимофея (Андрей Колобинин), Катерины (заслуженная артистка России Галина Халецкая), матери Тимофея (заслуженная артистка России Ольга Яковлева) и дочки Татьяны (Елена Цымбал), активист из местного колхоза Михаил (Сергей Репин) приводит постояльца – художника-оформителя (Михаил Тюленев), который прибыл расписывать местный клуб. Однако Михаил влюблён в дочку Тимофея и Катерины и замечает, что городской хлыщ положил глаз на Татьяну, и решается на интригу. Всё, что происходит дальше, заставляет зрителя хохотать от души почти два часа. Однако, представляя публике комичные ситуации, автор пьесы (который здравствует и благополучно живёт в Бурятии) раскрывает довольно серьёзные темы. Несмотря на то, что действие происходит в горбачёвские перестроечные времена, проблемы актуальны и поныне. К примеру, отношения мужа и жены в семье. Тимофей и Катерина искренне любят друг друга, но за долгие годы супружеской жизни накопили такой груз взаимных обид, что почти каждый их разговор превращается в ссору. Как и большинство российских женщин, Катя слишком много на себя взяла и смертельно устала от забот. А тут ещё, как назло, на чердаке дома поселились кошки, которые вот-вот расплодятся и не дадут жизни. А Тимофей, как и добрая половина русских мужиков, трудится, расслабляясь при этом с помощью спиртного. К слову, из-за вредной привычки персонаж спектакля оказался прикованным к койке, потому что сломал ногу. А так хочется смены событий и того, чтобы ему отметили день рождения и подарили костыли (которые, к слову не покупаются намеренно). Живым символом уходящей в прошлое деревни выступает свекровь Катерины. На долю старушки выпало мало радостей: муж, вернувшийся с фронта с контузией, пожил очень мало, за тяжёлый труд в колхозе дали медаль и забыли. Но есть «лучик света» – внучка Танечка, которая, впрочем, вскоре покинет отчий дом. Дочь Тимофея и Катерины живёт будущим. Там, впереди, её ждёт насыщенная интересная жизнь, а что дома, сейчас? Измученные жизнью мама с папой, бабушка, ждущая своей смерти, и «постылый» местный ухажёр Мишка! Но зритель понимает это только после спектакля, особенно после того, как слышит казачью песню в финале – «Горькая моя Родина». Да и благодаря органичной игре актёрского ансамбля, который попросту живёт на сцене. Вместе с осознанием приходит фраза городничего из «Ревизора»: «Над кем смеётесь? Над собой смеётесь!». А разве не сильны Россия и русский народ тем, что умеют с юмором относиться к жизни? Как говорится, на том и стоим. Татьяна Смирнова