Небо. Самолёт. Паника. Что делать, если лететь страшно?
По статистике самым безопасным видом транспорта является самолёт: вероятность погибнуть в авиакатастрофе в сотни раз меньше, чем в ДТП. Однако страх перед полётом испытывают, согласно той же статистике, 70% авиапассажиров. Причём 5% пребывают в состоянии прямо-таки панического ужаса. Надо ли этот страх преодолевать и если надо, то как? Вопрос отнюдь не праздный, ведь психическое состояние – часть нашего здоровья. Об этом «АиФ-Прикамье» поговорил с врачом-психотерапевтом Пермской клинической краевой психиатрической больницы, академиком Российской академии социального образования Владимиром Рюминым. Создай свой мультик! Вера Шуваева, «АиФ-Прикамье»: Владимир Георгиевич, вы сами летать боитесь? Владимир Рюмин: Конечно. Точнее, всегда испытываю чувство дискомфорта. Раньше, когда работал с хоккеистами «Молота», перелёты были довольно частыми. И хуже всего я переносил рейсы ночью или рано утром. Кстати, с четырёх до шести утра в кровь выбрасывается минимальное количество защитных гормонов коры надпочечников, и в это время наш организм особенно уязвим и беззащитен. – Но кто-то и ранним утром садится в самолёт и сразу засыпает, а кто-то в ужасе считает минуты до приземления. – Во-первых, у человека могут быть объективные причины бояться авиаперелёта: тяжёлая гипертония, ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма. Для страдающих этими заболеваниями резкое изменение высоты способно обернуться трагедией. Поэтому воздушных путешествий им желательно избегать. А во-вторых, страх как защитно-оборонительная реакция присущ каждому человеку. И аэрофобия есть не что иное, как частный случай усиления данного инстинкта. Ведь человек, летящий в самолёте, находится в необычной обстановке, оторван от земли. Кроме того, его жизнь в течение нескольких часов зависит не от него, а от опыта пилотов и исправности машины. – Наверняка после авиакатастроф страхи перед полётами усиливаются? – Безусловно. Например, после падения «Боинга» 10 лет назад. Одно дело, когда подобная катастрофа случается где-то далеко, другое – когда она настолько близка. В таком случае срабатывает механизм автоматической идентификации: «На месте погибших мог быть я или мои родственники». У меня на борту «Боинга» не было никого из знакомых, но двое суток после случившегося я, едва закрыв глаза, видел во всех подробностях, как падает самолёт. – И что помогло избавиться от страшной картинки? – Начал вытеснять её другой, представляя себе луг, реку, берёзки. Сразу хочу предупредить, что вытеснение не должно быть быстрым. Создавать приятную картинку нужно, не уничтожая прежнюю, а рядом с ней. Создаёте, смотрите, приближаете. Становясь большой, вторая картинка постепенно вытеснит первую. Как в мультике. Производство таких «мультиков» доступно каждому, хотя многое здесь зависит от умения человека расслабляться. Без этого умения, кстати, нет прока и от различных внушений, к которым нередко прибегают авиапассажиры. Релаксация – ежедневно – Значит, просто установка типа «мой самолёт не разобьётся» неэффективна? – Частицу «не» наше бессознательное отрицает, не принимает вообще. Фактически человек внушает себе при этом: «Мой самолёт разобьётся». Впрочем, и позитивная формула (например, «я чувствую себя в полёте спокойно») должна обязательно сочетаться с расслабленным состоянием мышц. Причём тут замкнутый круг: формула усиливает мышечное расслабление, а расслабление усиливает эффект формулы. – Тогда о приёмах релаксации хотелось бы подробнее. Возможно, кто-то, садясь в самолёт, возьмёт их на вооружение. – Релаксацией надо заниматься регулярно. А только в полёте – это не сработает. Как не срабатывает, допустим, успокаивающее вязание, если раньше человек к нему практически не притрагивался. Выделите для тренировки полчаса. Лягте, не скрещивая ноги, закройте глаза и послушайте своё дыхание, сосредоточившись на выдохе. В норме он должен быть длиннее вдоха в два раза, но стресс его обычно нарушает. Поэтому, чтобы справиться с напряжением, надо сделать выдох в три-четыре раза длиннее, чем вдох. Теперь добавляйте мышечный компонент: напрягайте все мышцы на вдохе и резко отпускайте их с выдохом. Появляется чувство тепла, тело слегка тяжелеет. В этот момент можно использовать визуализацию: постарайтесь представить себе что-нибудь приятное – те же картинки природы, что-то из детства, вкусный торт ... – И как часто нужно проводить такие тренировки? – Ежедневно. По идее, они должны быть столь же привычным атрибутом жизни цивилизованного человека, как чистка зубов. – Умение расслабляться грамотно – это здорово! Но так ли уж необходимо преодолевать аэрофобию во что бы то ни стало? Может, разумнее просто взять билет на поезд? – К сожалению, жизнь не всегда даёт нам возможность выбора. Хотя, как психотерапевт, я считаю: когда выбор существует, нужно жить не «долженствуя», а руководствуясь собственными ощущениями. Страх страху рознь. Если он, что называется, неодолимый, то ломать себя через колено однозначно не стоит. Одежды иронии – Известно, что великий Гёте страшно боялся высоты: не мог смотреть вниз с гор, с высоких башен, даже с балконов. Но он стал смотреть вниз до одури, до головокружения – и перестал бояться! – Да, «надул природу», как с гордостью говорил он потом. Факт этот достаточно известный. Но тут очень важна дробная десенсибилизация, то есть постепенное снижение чувствительности к страху: смотреть 5 минут, потом 10 и т. д. Или смотреть сначала с высоты 5 м, потом 10 м. Большое значение имеет и то, стоит ли перед человеком какая-то сверхзадача. Когда он осознаёт абсолютную необходимость данного действия, страх подавляется. – Значит, без высокой цели – никак? – Это с одной стороны. С другой – хочу процитировать известнейшего американского психотерапевта Ирвина Ялома, призывавшего «вернуться к жизни в одеждах иронии вместо покрова отчаяния». Почаще использовать эти «одежды», на мой взгляд, полезно и если человек испытывает страх перед полётами. Помню, как-то с врачом «Молота» мы подошли уже к трапу самолёта, как вдруг объявили задержку рейса. Спрашиваю коллегу с тревогой: «Долетим?» А он, смеясь: «Кому суждено утонуть – не повесится!» И, знаете, такие шутки помогали. Важно! ■ Сидя в кресле самолёта, не кладите ногу на ногу. Это поможет избежать лишнего давления на вены, не будет застоя крови в сосудах ног и таза. ■ Вставая с кресла, делайте потягивающие движения руками и ногами. ■ Чтобы избавиться от закладывания ушей, обусловленного перепадами давления, чаще сглатывайте слюну, сосите кислые карамельки.