Как изменилась Москва: поговорили с Юлией Александровской
«Меня раздражает не Garage, а отношение к нему. Большинство ребят приходят туда в туалете сфоткаться». Юлие Александровской пришла в голову, по ее же словам, утопическая идея, что можно привить далеким от сферы искусства людям ощущение, что культурная жизнь очень нужна. И что за музейной дверью тебя, студента медицинского, не будут засыпать вопросами из школьного курса МХК, а вполне доброжелательно ждут. Впятером с подругами Юлия ведет популяризаторский блог о выставках в инстаграме и телеграме. Команда проекта анонсирует новые московские выставки, пишет отзывы на те из них, куда удалось попасть, и, самое интересное, организует для подписчиков совместные походы по галереям с последующим обсуждением. Юлия делится: «Мы дружим с музеями, они предоставляют экскурсовода или куратора, часто лучшего, для наших походов. Галереям выгодно, потому что мы приводим новых ребят, которые никогда там раньше не бывали, и рецензируем саму выставку». За экскурсию группа не платит – платить нужно только за вход, организаторскую деятельность и чай, который подразумевает обмен мнениями. Так как открыто высказывать свою точку зрения, хоть и в камерном формате до 15 человек, на первых порах комфортно не всем, команда «Что по выставкам?» готовит специальные карточки и опросники совместно с сотрудниками музея. Самый плохой расклад событий – во время похода человек сидит в телефоне. Это, конечно, феномен нашего времени – он же за этот поход, как минимум, заплатил. Юлия признается, что сейчас проект играет более значимую роль в онлайне (в идеале, скоро оффлайн подтянется и будет золотое 50/50). И подписчики бывают очень неожиданными. Так, на самом начальном этапе на «Что по выставкам?» подписалась куратор японского искусства Пушкинского музея. На ЧПВ-походы же приходит почти всегда один контингент – студенты и старшеклассники, но отнюдь не все из них получают гуманитарное образование. С музеями сотрудничество начинается по-разному. Например, Центр фотографии имени братьев Люмьер заметил проект сам. Юлию и команду пригласили на открытие выставки «Идеальные пространства» фотографа Юлиана Фаульхабера, а потом «Что по выставкам?» совместно с куратором Наталией Герасиной записали для инстаграма проекта экскурсию, сжатую до 1 минуты. Что касается анонсирования, для Юлии принципиально, что проект не должен свестись «к тому, что мы будем, как курьеры, доставлять информацию в мозг людей. Готовую, пережеванную, проанализированную». Поэтому часто приходится сокращать рецензии членов команды: увидеть в карусели инстаграма, в каком зале какая работы вызывает какие эмоции, не значит «я посмотрел», а ощущение складывается именно такое. Обманчивое. А собственные странички музеев в соцсетях, говорит Юлия, проекту в плюс: «Чтобы узнать что происходит сегодня в музейной Москве, тебе нужно подписаться на 30 индивидуальных аккаунтов или на один наш, с готовой выборкой. Причем где-то нужно подписаться и на музей, и на лекторий. Мы работаем в том числе как фильтр инфошума. А эти профили используем как источники». В планах – анонсировать выставки и в регионах. Проект уже подружился с екатеринбургской Alvitr Gallery. Еще один шаг на будущее – приглашать спикеров в камерные лектории формата до 30 человек. В идеале эти лекции будут проходить уже на собственной площадке проекта. А цель на ближайший год – сотрудничество с Garage, инициированное самим музеем: «Я себе сказала в начале года: если нам напишет Garage, значит все делаем правильно. Я сама была частью их молодежной команды. Масштабные проекты с Кусамой, с Буржуа, с Мураками – Garage дал музейной жизни города толчок, и тот же Пушкинский, Третьяковка теперь снова пытаются удивлять, а не просто показывают то, что есть». Прямая речь Нравится: Частных галерей в Москве огромное количество. Они буквально на каждой станции метро. Для одних это просто бизнес: показывать с целью продать. Есть другой паттерн – та же Artstory, «Триумф». Они за искусство в глобальном смысле. Москва децентрализуется – да. Тот же Flacon, Еврейский музей – они улучшают вокруг себя инфраструктуру. Я сама, когда туда приезжаю, захожу в кафе или в магазин. Музей развивает район, но это должен быть хороший музей. (Как музей Гугенхайма в Бильбао – прим.ред.). За пределами МКАД искусство есть – например, очень достойная галерея «Новый Иерусалим». Мы, москвичи, просто зажрались и выбираем Пушкинский, потому что он под боком. То, что в Москве всего много, это как будто бы даже проблема. Мне кажется, смотрительницы, которые бегут из другого конца зала с криком «нельзя фотографировать», скоро уйдут в прошлое. Галереи стараются уйти от формата, где музей – что-то скучное и возрастное, хотят максимально убрать раздражающие факторы. Но в ближайшие лет пять бабули со стажем 30 лет работы смотрителем будут сидеть и ругаться. (Ловите момент – прим.ред.) Не нравится: Отношение музеев зависит не от того, что ты делаешь, а от количества подписчиков. Раньше нас часто игнорировали, а сейчас мы делаем, в глобальном смысле, то же самое, но пишут нам теперь они сами, предлагают какой-то интересный формат взаимодействия, билеты, подарки. Недооцененных галерей очень много. Пожалуй, единственный непопулярный музей, в который мы организовали совместный поход на данный момент – Фонд культуры «Екатерина». Название на слуху, но мало кто до него дошел, хоть музей и расположен в центре Москвы. Там выставляются не посредственные художники с Арбата – можно посмотреть на стоящие полотна, плюс, хорошая кураторская работа. Это еще одна наша задача – показать, что кроме Garage, Пушкинского и Третьяковки можно сходить еще куда-то и посмотреть на что-то необычное и непривычное иногда даже бесплатно. Та же Солянка со всеми своими проектами почему-то остается в тени. Бездумный фотохайп все портит. Например, выставка Шнурова. Интерес к тому, что он развивается вне музыки, есть, но когда поход на экспозицию становится фотопаломничеством, идти уже не хочется. То же с Такаси Мураками в Garage. Мы все грешим поверхностностью, но все равно обидно видеть фотки девчонок с подписями «вау какие радостные цвета» на фоне работы, которая посвящена тысячам умерших. По ощущениям, экспозиция на «Винзаводе» недотягивает до пространства. Все такое антуражное, и при этом то, что они показывают, кажется несерьезным, пусть там даже и базируются коллекции из 90х. Мне перестала быть интересной деятельность Манежа. Бесчисленные исторические выставки огромного масштаба – вот этим масштабом Манеж и раздражает. Выставка, на осмотр которой нужно минимум 3 часа, – от этого, наоборот, нужно уходить. Все уже устали. Есть круг читателей, который за всем следит, но постоянно пытается поймать нас на ошибке: оставляют комментарий, «а вы уверены, что там именно этот куратор?» – приходится скидывать скрины списков, доказывать. Но на походах никого недружелюбного не было. Пока.