Можно ли разглядеть в своем ребенке «керченского стрелка»

Когда-то мы и представить себе не могли, что подобная трагедия станет и нашей бедой… Писать об этом по свежим следам трудно – слишком больно. Но сегодня у общества одна задача – защититься и защитить себя и детей от возможных повторений кошмара. Да, мы – о стрельбе… – Да, вы правы, – говорит психолог Владимир Ковалев, – сейчас все силы должны быть направлены на то, чтобы минимизировать риски в этом смысле. Но тут одно государство не справится с задачей, это факт. Я считаю, что когда школа перестала отвечать за воспитание, все беды и начались. Сейчас на уроках дети позволяют себе говорить, а учителя не могут, не рискуют им возражать. Это что, норма? Зато очень западный стиль! Хроника трагедий Родоначальницей «стрелкового» кошмара была Америка. В 1998 году в школе «Уэстсайд» в Арканзасе два ученика застрелили четырех школьников и учительницу. Мальчикам, нападавшим, было всего по 13 лет. Причем сначала они как-то заставили сработать пожарную сигнализацию, а потом били прицельно. Арканзасская история будто открыла ворота в этот ад. Следующий кошмар случился в апреле 1999 года в школе «Колумбайн» в Колорадо. Статистика: двое молодых людей (18-летний Эрик Харрис и 17-летний Дилан Клиболд) застрелили 13 человек и ранили еще 37, после чего покончили с собой. Задержанный говорил, что окружающий его мир является всего лишь «миром иллюзий». А что послужило спусковым механизмом в Керченском случае? Трудно сказать. Может быть, просто факт, что ему исполнилось 18 лет. Поразительно, что он, задумывая совершить это дичайшее преступление, не думал о матери. О ее ощущениях сейчас просто страшно подумать. Говорили, что узнав о случившемся она пыталась выброситься из окна. Самоубийство – огромный грех, но я ее понимаю, как ни ужасно это звучит. Порыв понимаю… - А что говорили раньше о психологическом состоянии других «стрелков», американских? - Кроме людей откровенно или полуоткровенно больных, в основном это были подростки тоже ничем особым не отличавшиеся, но в классах и среди одногодков нелюбимые, без авторитета. Серая масса, которая желала выделиться. В каждом случае было что-то свое, конечно. Но и вообще не стоит забывать, что человек – индивидуальность, и что все мы разные. То, что для одного – ерунда, другого заставит напрячься, ввергнет в переживания. Одному скажут – ты урод, он ответит – сами вы уроды, да и думать забудет об этом. Другой же и не ответит, и слезы будет лить по этому поводу, и обиду и злость затаит страшную. А то и руки на себя наложит. Подростки – острая, болезненная стадия развития у человека. Нельзя это забывать, и в такой момент на пределе внимания должны находиться все – в первую очередь родители. Знаете, я еще так скажу. Когда семья неполноценная, мальчиков обязательно нужно отдавать в надежные и крепкие, не материнские руки – пусть это будет кадетский класс, или кадетское училище, военное училище, Суворовское – все, что только можно придумать. Им нужна строгость, дисциплина, а руки их должны быть заняты, как и голова, делом, за чем в условиях дома при работающих родителях следить крайне трудно. Признаки того, что беда может произойти Расспросили мы Владимира Ковалева и о том, на что же нужно обратить внимание родителям подростков, чтобы минимизировать риски или вовремя принять меры против подросткового бунта, грозящего перерасти в настоящее преступление. · Будьте бдительны, если ваш ребенок чрезмерно тих, мало с кем общается, ничего о себе не рассказывает · Обратите внимание на то, чем он занят в своей комнате – только ли компьютерными играми, или часами лазает по просторам интернета · Проанализируйте, насколько плохо или хорошо вы знаете его круг общения, можете ли назвать по именам его друзей · Приглашайте друзей ребенка в гости под благовидным предлогом – вы должны их знать, оценить их поведение · Постарайтесь аккуратно узнать, если подросток мрачнее обычного, не случилось ли у него личной драмы, не переживает ли он трагедии первой неразделенной любви · Обратите внимание, как он проводит свой досуг. По свидетельству тренера из тира, «школьный стрелок» Сергей Гордеев, убивший в школе в Отрадном учителя географии и биологии и полицейского, регулярно стрелял, выпуская в тире по 150 патронов (какое-то роковое число…) · Заведите разговор с ребенком об одноклассниках и учителях. Послушайте и оцените, как он говорит о них – видит ли он в них положительные черты, любит ли кого-то или ненавидит. Если он говорит про всех крайне негативно или чрезмерно равнодушно, это повод для «стойки». То же самое – учителя: если все они вызывают лишь напряжение и раздражение, это повод для головной боли.

Можно ли разглядеть в своем ребенке «керченского стрелка»
© Вечерняя Москва