Хитрый ход Кончаловского
В соцсетях продолжает активно обсуждаться новость о том, что Минкульт больше не будет входить в состав организаторов национальной театральной премии «Золотая маска». Объясняет министерство свой выход из состава организаторов весьма неожиданно: мол, театральная премия страны должна быть «максимально независимой». Естественно, у всех сразу возникает вопрос, скажется ли эта независимость на уменьшении финансирования «Маски» по линии Минкульта? Ведь больше четверти бюджета премии идет из этого источника. Но о финансировании ведомство не сказало ни слова. А в том, что сказало, улавливается некая обида. Иначе почему Минкульт не находит «целесообразным в дальнейшем выступать» в прежнем качестве, поскольку «фактически не влияет» на принятие каких-либо решений? Ладно, выходят из состава, хозяин — барин. Но любопытно, что почти сразу от режиссера Андрея Кончаловского поступило предложение учредить новую театральную премию, теперь уже всецело государственную. Идею Кончаловского поддержал ряд его коллег. Узнав об этом, я перенеслась мыслями в 2002 год. В тот день, когда брат Андрея Сергеевича, Никита Михалков, собрав нас, журналистов, на Гоголевском бульваре, сообщил, что отныне в России будет две кинопремии — привычная «Ника» и новоиспеченный тогда «Золотой Орел». Кинотусовка сразу забурлила, заскандалила. Разделилась на два противоборствующих лагеря — «за» и «против». И в том, и в другом стане оказались приличные люди и хорошие режиссеры. Однако сколько помоев они вылили тогда на головы друг друга — вспомнить страшно. И вот теперь предложение Кончаловского. Есть опасение, что в случае его реализации неприглядная история может повториться, на сей раз не в кино, а в театре. Свеж в памяти скандальный раздел «Таганки». Хорошо помним мы и разделение МХАТа — тоже ничего приятного в том процессе не было. Особенно для зрителя. Примером же единения театрального сообщества можно назвать последнюю «Золотую маску», когда о деле «Седьмой студии» со сцены Большого театра говорили буквально все, от генерального директора премии Марии Ревякиной до Льва Додина, получавшего главную награду за лучший драматический спектакль большой формы. И каждое такое выступление зал встречал единодушным одобрением. Наблюдать такое приятно, потому что — единство. Потому что разделительные процессы в кино и театральном искусстве выглядят так, словно члены одной большой семьи пошли войной друг на друга. Брат на брата. Кстати, по иронии судьбы, сегодня «Золотого орла» фактически возглавляет Никита Михалков, а «Нику» — Андрей Кончаловский. И очень хочется, чтобы все братья жили мирно.