Швыдкой: Само понятие несовершенства человека - сакрально

Предстоящее высокое собрание в Баку не станет исключением. Его сквозная тема - "Формирование нового мира и нового человечества: креативность и развитие человека". Сама постановка вопроса потребует серьезного внимания не только к актуальным проблемам, которые неизбежно поглощают энергию и время всех участников дискуссии, но и углубленного погружения в прошлое, равно как и попытки предугадать тенденции грядущих эпох. Надо отдавать себе отчет в том, что создание нового человека и человечества - задача в высшей степени амбициозная. И многократно заканчивавшаяся поражением тех, кто брался за ее решение. Само понятие несовершенства человека - сакрально. И одновременно в высшей степени противоречиво. Ведь Бог сотворил человека "по образу Нашему и по подобию Нашему...". При этом он был создан "из праха земного", и Господь "вдунул в лице его дыхание жизни...". Тема отлучения от Бога - ключевой трагический сюжет всех религий, признающих Ветхий Завет. И, как ни парадоксально, для богоборческого сознания этот сюжет не менее важен и исполнен драматизма. Само понятие несовершенства человека - сакрально Система запретов, табу, которая есть в любой религии и любой культуре, - мощный инструмент влияния на человеческое сообщество. "Культура начинается с запретов", - эти слова Юрия Лотмана опираются на тысячелетние традиции. Запреты - это древнейший способ сформировать ценностно ориентированного человека, оградив его, если угодно, от самого себя, своих саморазрушительных инстинктов, которые, нередко, обрушиваются на окружающий мир. Сформировавшиеся системы запретов, минимальной из которых в современном государстве является право, - это по существу выражение недоверия человеческой природе, которую многие считают либо этически нейтральной, либо агрессивной. Помню, сколько дискуссий вызвала появившаяся полвека назад статья выдающегося советского генетика Владимира Эфроимсона "Родословная альтруизма" (впоследствии он написал книгу с таким же названием). Идея врожденной человеческой доброты оспаривалась не только официальными и официозными марксистами, настаивавшими на решающей роли социальной среды в формировании личности, но и представителями биологической науки, полагавшими, что тонкий цивилизационный слой скрывает рвущуюся наружу природную тягу к агрессии и жестокости. Дуализм человеческой природы, борьба духовного "верха" и материально-телесного "низа" по сей день составляет волнующую драму бытия, которая на протяжении всей истории человечества является предметом не только интеллектуальной рефлексии, но и эмоциональных взрывов. Увы, мы все реже и реже повторяем строки Софокла: "Много есть чудес на свете. Человек их всех чудесней!.." и стесняемся лишний раз процитировать знаменитую "Речь о достоинстве человека" Джованни Пико делла Мирандолы (1496 г.). Опыт ХХ и ХХI веков с особой настойчивостью заставляет усомниться в правоте утверждений о том, что "человек по природе добр". Впрочем, и в эпоху Возрождения, которая заново открывала доблесть человеческого бытия, существовало понимание определенной опасности отсутствия правил и регламентов. Неслучайно девиз Телемской обители, которую создал Франсуа Рабле в "Гаргантюа и Пантагрюэле", "делай, что хочешь", был ограничен множеством условий, связанных с происхождением, образованием и т.д. А Томмазо Кампанелла, автор знаменитой утопии "Город Солнца", настроен куда критичнее: "Люди порочные по природе работают хорошо только из страха перед законом или Богом". "Культура начинается с запретов", - эти слова Юрия Лотмана опираются на тысячелетние традиции В истории Нового и Новейшего времени было несколько в высшей степени рискованных попыток переделать человеческую природу. Одна из них выпала на жизнь всех тех, кто жил в России с 1917-го по 1991 год. Создание "советского человека" было грандиозным утопическим экспериментом, который провалился сам по себе и повлек за собой крушение огромной советской страны. Многим, даже в высшей степени прозорливым людям, казалось, что человек не в состоянии осмыслить и эмоционально обжить стремительно меняющийся мир. У А. Платонова в наброске "Человек, который будет..." разворачивается именно эта мысль: "Вышло, что человек, трудясь над переделкой мира, забывал параллельно переделывать себя. Поэтому великое естествознание шло человеку не в пользу и в спасение, а в погибель. Пример этому война 1914 г.". И хотя мы найдем немало утверждений, будто советский эксперимент по созданию нового человека принес ожидаемый результат и на свет появился некий "хомо советикус", с этим трудно согласиться. Будь эксперимент действительно удачным, Советский Союз не развалился бы с такой скоростью, его должна была бы спасти новая историческая общность - советский народ, о формировании которой КПСС объявила в 1975 году. Но этого не произошло. История пошла другим путем. В вузовском курсе "Сопротивление материалов", по понятным причинам, не было ни слова сказано о человеке, - но именно он обладает удивительной способностью сопротивляться внешним воздействиям и обстоятельствам. В его консерватизме - залог выживаемости. Хорошо это или плохо - не мне решать. Но дело обстоит именно так. Именно поэтому, размышляя о возможностях развития человека и человечества, не стоит забывать о его природе, которая связывает его со всем сущим на этом свете, с великим круговоротом бытия. Мы все-таки стремимся к постоянству, - даже когда бредим новизной. Есть ли в этом залог добродетели?..

Швыдкой: Само понятие несовершенства человека - сакрально
© Российская Газета