Пять молодых архитекторов о пяти российских городах

Студенты программы Архитекторы.рф проехали по 12 городам России: от Владивостока до Калининграда. Пять участников образовательной программы поделились со Strelka Mag своими предложениями, как улучшить жизнь горожан. Владивосток Один из главных парадоксов Владивостока – его размещение на холмистом рельефе Рельеф делает типовую застройку разнообразной На острове Русский есть обустроенная набережная, а на континенте нет Архитекторы считают, что интеграция маяков и прилегающих к ним территорий в систему общественных пространств увеличила бы и без того грандиозный потенциал города Владельцы квартир утепляют фасады снаружи, из-за чего многие дома стоят в заплатках Во Владивосток приглашают художников стрит-арта со всего мира. При этом в городе есть свои талантливые художники, которым власти не дают самовыражаться Иван Шильников главный архитектор проектов «Цимайло, Ляшенко и Партнеры», Москва «Одна из основных проблем Владивостока — разрушение исторических зданий и низкое качество новых архитектурных решений. Из-за этого в перспективе разрушится самобытная визуальная и историческая многослойность Владивостока. Еще одна серьезная проблема — неверное использование природного ресурса города. У горожан практически нет доступа к морю, а сопки, с которых открываются прекрасные виды, застроены дешевыми депрессивными панельными домами и гаражами. Для сохранения исторической среды нужны обременения для застройщиков и софинансирование государства. Хотя, конечно, это очень сложный и многогранный вопрос. А пока можно начать с системы пешеходных набережных с доступом к морю». Грозный Архитекторы.рф отметили, что новые парки и аллеи не отражают характер Чечни – города, который все больше пытается походить на Дубаи. Национальный орнамент и местные материалы сделали бы новые общественные пространства уникальными. Автомобильному городу нужно больше зелени. Парки и дома возводят быстро, но экономят на материалах Вайнахская башенная архитектура — символ республики Чечня рассчитывает привлечь больше туристов в Грозный и его окрестности Ксения Родяшина начальник отдела ПРЕДПРОЕКТНЫх проработок в управлении архитектуры и градостроительства г. Белгорода «Грозному не нужно бояться быть самим собой. Этот город напомнил мне человека из глубинки, приехавшего в столицу и пытающегося угнаться за другим, не свойственным ему темпом и образом жизни. Грозному не нужно смотреть по сторонам. Его городская анатомия должна строиться не на растиражированных паттернах, а представлять собой национальный ковер: пестрый, многогранный, живой. Настоящее украшение Чечни — это народ, который беззаветно любит свою землю. Даже философия организации общественных пространств может быть пересмотрена с учетом традиций ислама. А начать можно с малого: разработать фирменный стиль города, отраженный в деталях городской среды, например, в силуэте гор на канализационном люке; в вывесках на зданиях с национальными орнаментами, вместо простого тротуарного мощения можно взять кусочек орнамента и выложить его на земле». Якутск Якутск – самый большой город на вечной мерзлоте. Из-за замёрзшего грунта здесь нет подземных парковок, а все коммуникации проходят снаружи. Брусчатка не выдерживает пучинистые грунты и экстремальные перепады температуры. Температура в Якутске колеблется от 30 °C летом до –40 °C зимой, что вынуждает искать материалы, устойчивые к таким перепадам. Характерная черта города — «кишки наружу» — коммуникационный трубы, которые из-за вечной мерзлоты проходят над землёй. Глухие торцы зданий часто украшают национальными рисунками. Парк Ус-Хатын — культовое место в окрестностях города, построенное для того, чтобы летом встречать якутский Новый год Ысыа. Сюда приезжает около 200 тысяч человек, но, по сути, парк используется только раз в год Главный архитектор Якутска Ирина Алексеева в сентябре стала главным архитектором Республики Саха (Якутия) Юлия Попова заместитель начальника управления градостроительной политики главного управления строительства Тюменской области «Вся городская жизнь протекает в зданиях, а улицы и пространства между домами нужны лишь для перемещения и транспортировки людей и ресурсов. Возможно, в условиях сурового климата, по другому никак. Все что мы увидели снаружи их уютно обустроенных внутренних пространств, жители города оправдывают вечной мерзлотой, они смерились с тем, что из улицы превратились в транспортно-коммунальную зону. Этот город, своей архитектурой, мало чем отличается от других городов советской застройки, но учитывая климатические особенности должен бы быть совершенно другим. Я думаю, что Якутску нужно научится превращать его недуги в подвиги: наружние коммуникации превратить в арт-объекты. Предусматривать больше внутренних общественных пространств и лучше закрепить это законодательно. Здания возводить как можно ближе к друг другу и соединять их сетью тёплых переходов и общественных пространств». Пермь В Перми повсюду граффити: от небольших ироничных надписей на набережных, до больших муралов на бетонных заборах. В некоторых работах участвует местный музей современного искусства PERMM, открывшийся во времена «культурной революции» в Перми.«Несмотря на огромные площади общественных пространств, они совершенно не благоустроены, за исключением небольшого куска довольно протяженной набережной», говорят архитекторы Власти края выкупили бывший машиностроительный завод Шпагина, чтобы развивать его территорию в интересах пермяков: здесь появятся общественные, культурные и музейные пространства Участники говорят, «было бы здорово, если бы город обрёл связь со своими водно-зелеными меридианами. В том числе, главным из них – рекой Камой» «Улично-дорожная сеть Перми ориентирована на машины, а не на пешеходов» По словам архитекторов, в Перми нет независимой системы управления проектом, «поэтому мастер-план вынужден реагировать на смену администраций, доказывая своё право на существование» Пермский стрит-арт становится узнаваем по всей стране. «Счастья сейчас, правда, нет», – говорит главный архитектор Перми Дмитрий Лапшин Сергей Фомин главный архитектор проектов архитектурного бюро «План Б», Ярославль «В Перми каждый новый состав городской администрации меняет планы предыдущего — нет постоянства концепции развития города. Город отличается тем, что в течении последних 15 лет, там ведётся немало стратегической работы, но эффекта от этого не чувствуется. Не помогла ни творческая экспансия начала двухтысячных, ни многократный попытки создания новой культурной столицы. Мне не встретилось ни одного городского общественного пространства с какой-либо активностью, есть ощущение, что улицы покинуты. К исключениям можно отнести лишь площадку музея современного искусства «PERMM». Положительным моментом стало внимание к промышленной истории края и создание культурного кластера на одной из промзон. Правильно запрограммированные общественные пространства смогут объединить жителей. Перми необходимо выделить точки фокусировки, которые смогли бы стать очагами развития. Например, левобережная и правобережная части города абсолютно разные, они могли бы дать два совершенно разных сценария преобразований. Необходимо подчеркнуть значимость планировочной структуры, выявить исторические, политические центры. Сейчас эти факторы не считываются». Великий Новгород Новгороду более тысячи лет, но его туристический потенциал еще не раскрыт: в 2017 году его посетили лишь 237 тысяч туристов, против, например, 560 тысяч в Нижнем Новгороде и 7,5 миллионов в Петербурге. «У общественных пространств Новгорода огромный потенциал — уникальное историческое наследие. Однако нет единого вектора развития», — отмечают архитекторы. «Территория Кремля открыта и доступна для всех желающих», но инфраструктура поблизости не развита Участники провели серию глубинных интервью с жителями Великого Новгорода о туризме в историческом городе Население города стареет, и жители хотят вовлечь молодёжь в городскую жизнь В городе, где не растёт население и экономика, строят 100 тысяч квадратных метров жилья в год Набережная Александра Невского напротив кремля пустует Азат Ахмадуллин архитектор из Уфы, сооснователь бюро Ahmadullin Architects «Новгород сидит на своем историческом культурном наследии, которое сохранилось, но не делает движений в сторону привлечения туристов, там не развит сервис и комфортные условия для проживания. Нужно привлечь коммерцию на территорию кремля, где прогуливаясь турист сможет выпить чашечку кофе и перекусить в кафе или ресторанчике. Аналогом могут послужить примеры развития таких мест в итальянских городах. Это может привлечь молодежь, так же как и открытие нового кампуса новогородского вуза. Необходимо понять что наследие — это не обременение, а ключ к развитию». Архитекторы.рф — образовательная программа, которую проводят институт «Стрелка» и ДОМ.РФ при поддержке Минстроя.

Пять молодых архитекторов о пяти российских городах
© Strelka Magazine