Почему Хеллоуин популярен в России 

Почему Хеллоуин популярен в России
Фото: News.ru
В последний день октября в мире отмечают самый мистический праздник — Хеллоуин. В российском обществе ко Дню всех святых относятся неоднозначно. Пока дети и молодежь куражатся в костюмах упырей и вурдалаков, старшее поколение сторонится «чуждого» праздника. Торговым сетям удаётся хорошо заработать на событии. Маркетологи говорят — прибыль магазинов во время Хэллоуина стабильна. Похожий ажиотаж наблюдается на день Святого Валентина, чуть меньший — на день матери (последнее воскресенье ноября) и день смеха (1 апреля). Почему иноземные праздники легко прижились в России, а исконно русские — Святки, День Петра и Февронии — оказались «мертворожденными» детьми.
Независимая исследовательская компания ИОМ «Анкетолог» опросила 444 человека, из которых 32% мужчин и 68% женщин. Социологи выяснили отношение россиян к зарубежным праздникам. Около половины опрошенных (47%) признались, что отмечают День Святого Валентина, чуть меньше (около 40%) празднуют день Смеха, еще 30% — отмечают день матери. Замыкает четверку Хеллоуин. Его празднуют только 20% опрошенных.
О праздновании Дня всех святых представители «Анкетолог» расспросили отдельно. Оказалось, что около 40% отмечают День всех святых, посещая тематические вечеринки, принимая участие в различных конкурсах, около 25% по случаю праздника нечисти «ходят в гости к знакомым, друзьям», около 20% — поздравляют близких.
Опрос, проведенный противоречит данным «Анкетолога». Около 94% россиян заявили, что не собираются праздновать Хеллоуин, они объяснили это принадлежностью праздника к другой культуре. Отмечать его планируют лишь 3% россиян. Повышенный интерес к событию замечен только в самой молодой возрастной группе — 18-24-лет.
Противники иноземных праздников считают, что заимствовать чужие традиции россиянам просто не нужно. Ведь у Дня Святого Валентина и Хеллоуина и есть российские «аналоги». Это День Петра и Февронии (8 июля), Святки (с 7 по 19 января) или День Ивана Купала (7 июля). Также проводят аналогию между днем матери и Рождеством Пресвятой Богородицы.
Социолог, доктор социологических наук , назвала перечисленные праздники «мертворожденными». В они не находят отклика в душе россиян, как и навязанные государством День народного единства (4 ноября) и День Конституции (12 декабря).
«Если праздник не приживается, значит нет никакого ритуала его празднования, нет ассоциаций. Новый год — это ёлка, Хеллоуин — тыква, День Влюблённых — плюшевые сердца, 8 марта — мимоза. День семьи, любви и верности — это пустой звук. Нет никакого «мяса». Традиции празднования Святок, Ивана Купалы тоже утрачены, — рассуждает Ольга Крыштановская.
После Октябрьской революции советская власть пыталась пресечь русские традиции: как православные, так и языческие. «Светлое будущее» не предполагало святочных гаданий, прыжков через костер в честь Ивана Купалы, походов в церковь на службу. После 70 лет исконные русские праздники возродить оказалось невозможно.
Традициям праздников в России посвящено много научных трудов. Кандидат филологических наук, доцент Государственного университета управления Наталья Вакурова написала научную статью «Импортозамещение праздников». В ней она попыталась понять: почему россияне охотно отмечают западные праздники и игнорируют свои собственные.
«Временные рамки и совпадения играют важную роль в успехе или неуспехе новации. Например, День Петра и Февронии не приживается из-за того, что в июле снижается плотность личных контактов. В этом смысле Дню святого Валентина в России «повезло», — приходит к выводу эксперт.
Действительно, заимствованные праздники в основном приходятся на холодное время года — конец октября, ноябрь, февраль, начало апреля.
«У нас очень много стрессов, холодный климат, мрачное небо, тяжелая жизнь, большие расстояния. Поэтому у нас люди очень впитывают в себя любую радость. Нам все равно китайский новый год, японский, американский, лишь бы весело было», — делает вывод Ольга Крыштановская.
Новые праздники пришли в Россию в непростое время в 90-е-начало 2000-х. Они скрасили суровые будни россиян.
«В первые годы века прошло несколько демографических провалов с ростом депрессивных и суицидальных настроений. Для власти страны было бы самоубийственно помогать народу праздновать деструктивный Хэллоуин или обмениваться валентинками как знаками любви без верности, абстрактной или конкретной, вне семейных отношений и обязанностей», — пишет Наталья Вакурова.
Заимствованные праздники сейчас популярны у молодых людей и детей. Но эксперты уверены — с каждым годом популярность Хеллоуина и Дня Святого Валентина будет нарастать. Дети будут перенимать традиции от родителей.
«Думаю, когда молодые станут взрослыми, они продолжат эти традиции. В молодом возрасте ты это впитываешь, а потом в 40 лет, и в 50 лет продолжаешь», — заметила Ольга Крыштановская.
Как рассказал News.ruбизнес-тренер, маркетолог Андрей Арно, несмотря на наличие антиамериканской риторики в обществе, спрос на товары к Хеллоуину стабилен — примерно на уровне прошлого года. Маски, костюмы, черепа, метла — уходят как горящие пирожки.
«Хеллоуин — это эмоциональный повод потратить деньги. Как и любой праздник. Люди охотно идут на это. Он прочно вошел в нашу жизнь, как 8 марта и 23 февраля», — резюмировал Андрей Арно.
Видео дня. Звезды, которые родили после 40
Женский форум
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео