Транспорт нашего детства. Как школьники восстанавливают советскую технику
«Как только ребенок рождается, он становится автомобилистом. Почему? Да потому что сразу после рождения его начинают возить на колесах – в коляске», - говорит Сергей Поспелов, заместитель председателя Алтайской федерации автоспорта. Ретро-автомобили – настоящая страсть Сергея, а особая его гордость – коллекция детского ретро-транспорта. «Рукоход» и конь педальный Педальный автомобиль, различные модификации велосипедов, рукоходы, велодрезина, детский электромобиль и даже самодельные детские автомобили с двигателями внутреннего сгорания – вот далеко неполный перечень детского автотранспорта из коллекции Сергея Поспелова. Долгое время экспонаты можно было увидеть только на городских праздниках, а в конце октября в Алтайском краевом дворце творчества детей и молодежи открылась постоянная экспозиция «Транспорт нашего детства». Почти вся техника находится в рабочем состоянии, так как ее используют для обучения детей навыкам управления автомобилем и велосипедом. После выхода на пенсию Сергей Поспелов продолжает работать педагогом дополнительного образования в объединении «Автоклуб». - Вот маленький миникарт «МиКа» или «рукоход». Ребенок мог ездить на нем по квартире, вращая ручки, - рассказывает Сергей Поспелов. - А это очень популярный мотороллер «Кроха», который делали на заводе имени Куйбышева в Петропавловске на Камчатке. Рядом веломобиль «Спорт», автомобили «Москвич» и «Нева» и знаменитый педальный конь. Таких осталось очень мало в хорошем состоянии. Вот и наш экспонат без гривы, потому что раньше при нажатии на нее конь издавал звук, похожий на ржание. Ребята, пришедшие посмотреть на ретро-транспорт, с удовольствием забираются на коня и пробуют прокатиться на педальных автомобилях. С удивлением рассматривают деревянную велодрезину. Сергей Поспелов объясняет: такие делали в 40-ых годах кустарным способом. Возле первого автосимулятора (советская игра «За рулем») и детского электромобиля, выпущенного на новосибирском заводе в 1983 году, особенно оживленно. Все экспонаты можно не только трогать руками, но и использовать по назначению. Взрослых больше интересует коляска-трансформер «Мотылек» - непозволительная роскошь для советских родителей (она стоила 40 рублей – дороже, чем педальный автомобиль). Сергей Поселов демонстрирует, как довольно громоздкая конструкция превращается в компактный чемодан. Сложно представить, какие эмоции это чудо техники вызывало 30 лет назад. Сначала интерес, потом знания «Мое увлечение автомобилями началось с одного из таких велосипедов. Я клал его набок и крутил колесо, представляя, что это руль, - говорит Сергей Поспелов. - Потом были занятия на станции юного техника, увлечение картингом. Когда появилось желание быстро ездить, понял, что для этого нужны хорошие двигатели и решил поступать в политехнический институт. Затем работал инженером-конструктором на «Трансмаше», получил еще одно образование. А когда вышел на пенсию, понял, что пора передавать все лучшее детям. Сейчас работаю педагогом дополнительного образования». Под руководством Сергея Поспелова занимается около трех десятков ребят. Они самостоятельно реставрируют детский транспорт. «Если кузов поврежден - выправляют, рихтуют, шпаклюют, шкурят, грунтуют и все остальное. Учим ребят работать руками и проектировать самодельные машины», - говорит педагог. Друзья Сергея Поспелова и федерация автоспорта поддерживают юных техников. Только в этом году неравнодушные люди подарили «Автоклубу» двигатели, колеса, рамы, токарный станок. Сейчас главная проблема клуба – отсутствие трассы для тренировок. «Раньше у нас была площадка возле здания дворца творчества. Когда начали благоустраивать заброшенный сквер, ее урезали. Технические виды спорта у нас не развиваются, потому что нет трасс. Детям негде ездить. А ведь изначально они приходят сюда, потому что хотят кататься. Творчество подключается позднее: для того, чтобы кататься, нужно что-то починить. Заинтересованных детей очень много, но фактически в городе осталось три станции юного техника, которые занимаются техническим творчеством. И только две из них занимаются картингом при отсутствии трасс». Чтобы потренироваться приходится ездить в Горный Алтай или арендовать трассы в Новосибирске, Новокузнецке. «Хотя раньше в Барнауле была одна из лучших трасс в России. На Булыгино, где сейчас стоят коттеджи», - говорит Сергей Поспелов. От четырех и старше Несмотря на все трудности, «Автоклуб» продолжает привлекать в свои ряды заинтересованных мальчишек и девчонок. Четырехлетний Марк – самый младший ученик Сергея Поспелова. Он лихо управляется с педальным автомобилем, маневрирует задним ходом и запросто въезжает в гараж. «У сына с самого рождения необыкновенная тяга к машинкам. С малых лет просится за руль. Я решила эту тягу реализовать в каком-то действии, - говорит мама Марка Татьяна Попович. – Хочу, чтобы было не просто желание, а умение. Чтобы он разбирался в технике. А здесь много рассказывают о внутреннем устройстве машин». 11-летняя Лиза Скорых занимается в «Автоклубе» более трех лет. Девочка добирается на занятия с другого конца города около сорока минут. Говорит, что больше всего ей понравилось кататься на «Чебурашке» - так дети называют учебный автомобиль для детей и подростков, изготовленный жителем Барнаула Виктором Волковым и его сыновьями Антоном и Дмитрием, обучающимися в объединении «Автоклуб». «Это уникальная разработка, аналогов которой нет в России. Кузов выполнен из стеклопластика. Имеет органы управления как у настоящего автомобиля», - говорит Сергей Поспелов. Коллекция Сергея Поспелова постоянно пополняется. Увидеть экспонаты можно в холле Алтайского краевого дворца творчества детей и молодежи. Экскурсии для организованных групп проводятся бесплатно.