Анатолий Ясинский: "Культура выживания разрушает Омск"

Лектор Академии коммуникаций Wordshop, лауреат международных фестивалей рекламы, член Союза художников России Анатолий Ясинский во время своего визита в Омск рассказал о том, что Омск потерял после ухода фестиваля "ПОРА", и о том, как его можно вернуть в рамках Омской арт-резиденции. В начале сентября в Омске стартовала осенняя сессия популярного проекта "Омская арт-резиденция" - открытая площадка для общественных и креативных инициатив. На прошлой неделе программу продолжил художественно-просветительский проект "Образы Покрова" и Всероссийский конкурс молодых дизайнеров "Сибирская этника 2018". В качестве члена жюри в Омск приехал лектор Академии коммуникаций Wordshop Анатолий Ясинский. "Омск Здесь" взял у известного рекламщика эксклюзивное интервью. Вы частый гость в Омске. Приезжали на фестиваль социальных коммуникаций "ПОРА", молодёжный форум "Ритм", кинофестиваль "Ширина", развивали здесь ещё несколько проектов. Почему Вы так неравнодушны к сибирскому городу? Я очень рад, что приехал, у меня здесь много друзей, они начали спрашивать: "Надолго? Зачем?". Мне город близок, я себя хорошо здесь чувствую. Фестиваль "ПОРА" ушёл из Омска два года назад. Сначала он обосновался в Москве, теперь будет переезжать из города в город. Как Вы думаете, Омск многое потерял с его уходом? Конечно, потерял. Это был уникальный и интересный форум. У молодых ребят была возможность пообщаться с приезжими звёздами. Проект удивительно влиял на город, и это было очень заметно. Когда мы проводили фестиваль в первые годы, то молодые ребята смотрели на всех приезжих рекламщиков, как на божество. Прошло время, и сложилась уже система общения. Люди общались, не было границ. Это очень круто, когда пропадает плохая провинциальность, чувствуешь себя частью большого мира. Но это не получается так - сходу. Потом мы проводили фестиваль в Москве, но Москва такой город, знаете, ничего не замечает, это никому не надо. Когда проводили его в Белгороде, было интересно. Город небольшой, ребята молодые, тоже с глазами горящими смотрели. Сейчас будет в Кемерове. Ожидаем такой же реакции. Это стало жизнью города, это круто. Конечно, Омск потерял. Мы думаем о том, чтобы в Омске снова провести. А в Омске есть люди, заинтересованные в проведении фестиваля? Конечно, тут же есть люди, которые это устраивали с самого начала. Виктор Иссерс уехал, а Владимир Гриценко остался, ведёт своё дело. Люди остались. Мне немножко жалко, что "ПОРА" отдельно, а вся история вокруг моды и дизайна - отдельно. С одной стороны, это очень современно, что всё в разных местах, но в Омске это всё разделено, между всеми барьеры какие-то. Мне от этого грустно, потому что я всех люблю, и хочу, чтобы люди находили для себя какие-то нужные коннекты. Если бы дизайнеры чувствовали себя в городе востребованными, то они были бы здесь оставались и жили. Если была бы какая-то тусовка, могли бы вместе что-то делать. А так получается, что каждый в отдельности, и им легче переехать в Москву и там что-то начать делать сообща. Это грустно. Может, проблема в том, что нет такой потребности в дизайнерах, сколько выпускает омская школа? Сейчас фишка в том, что любой человек, живя в любом месте, может работать на кого угодно. В Англии, например, большая серьёзная компания использует омских айтишников. И дизайнер это может сделать. Но для этого должен быть человек с идеей, который всё делает красиво, и продюсер. И нужно сообщество, только тогда оно может двигаться. Когда люди начинают взаимодействовать, получаются новые конструкции, что-то булькает, перемешивается, и раз - появляются этнические вещи, связанные с древней культурой. Здесь же их было много. И уже где-нибудь в Милане или во Франции. Вот в чём фишка. Но для всего этого необходимо, чтобы на то, что мы проводим, приходило больше народу, чтобы люди находили друг друга. Такие мероприятия, как Омская арт-резиденция… Они способствуют этому. Но пока всё держится на Эмме (Эмма Васильева - директор Омской арт-резиденции - прим. ред.) . Она фантастическая, столько сил тратит на это. Она человек мира. Это совершенно питерская женщина. А, если увижу её в Париже, то она будет актуальна там. Удивительная женщина. Если она не будет этим заниматься, то всё кончится. И если за это время кто-то здесь успеет сойтись, найти друг друга, то круто. Если не успеют, то люди просто уедут отсюда. Среди омичей давно уже распространено депрессивное мировоззрение и тренд "Пора валить". Сегодня многие проекты направлены на борьбу с желанием омичей покинуть свой город. Как Вы считаете, есть ли смысл создавать подобные проекты или лучше сосредоточиться на улучшении качества жизни горожан? Так получилось, что я приехал в Омск заниматься фестивалем "ПОРА", когда был намного моложе. Потом меня приглашало министерство по делам молодёжи, долго работали. Потом я стал с Эммой сотрудничать. Это три совершенно разных конструкции, но общее в том, что все люди делают всё сами, ждать от кого-то чего-то не стоит. А можно сказать, что со времён фестиваля "ПОРА" омичи стали инициативней? В Омске я был полтора года назад, это большой перерыв. Надо, как говорится, понюхать воздух. Но мне нравится, люди стали немножко другие, реакции другие. Сейчас всё меняется, мы очень изолированы. Я об этом буду говорить на своей лекции. У нас в России в 2000-х годах была культура выживания, и абсолютно не религиозная, совершенно рациональная. Рациональные люди, которые выживают, изолированы, ни с кем не хотят общаться. И это серьёзная проблема, особенно в не центральных городах. Культура выживания рушит все инициативы, люди не хотят самовыражаться. Нам нужно создавать какие-то островки, кластеры, где люди смогут существовать в культуре самовыражения. Я всегда привожу такой пример: кто-то приходит к дяденьке и говорит: "Мы тут такое придумали, такую крутую штуку: это могут быть гаджет, люди связываются между собой. Происходит какой-то коворкинг. А дяденька им говорит: "Ага, а как это у вас будет работать, если война начнётся или электричества не будет?". Вот это две разных культуры. И у нас это очень большая проблема. Это массовая культура выживания с перекрытием всего нового. Поэтому важно создавать такие места, где человек может самореализоваться. Если человек яркий и у него есть потенциал, но его никто не найдёт, он умрёт. С дизайнерами так же? Да, надо сказать: "Да, вы крутые, возможно, вы делаете такие вещи, которые никому не нужны, но у них есть ноги, давайте, делайте". Вот на полгода его хватит, потом его среда снова засосёт. Таких людей всё время подпитывать надо. Я за собой чувствую такую миссию - ездить и везде молодых ребят подпитывать: "Давай, давай, ты офигенный, у тебя всё здорово". И на сколько-то этого хватит, неизвестно, потом снова нужно это делать. Вы часто ездите по России. Есть ли мероприятия, подобные нашей Омской арт-резиденции? В Тюмени, например. Мы ездили с Академией коммуникаций туда, чтобы помочь в создании творческого кластера. В Москве таких много: "Винзавод", "Флакон" и другие. И вот нас позвали туда. Там сейчас губернатор, очень хороший человек. Он сказал: "Понимаете, парни, нефть людям не нужна. Если мы сейчас что-то такое не сделаем, то нефть город просто убьёт". Что-то получилось? Что-то уже зарождается, в прошлом году я ездил туда на фестиваль социальной рекламы "Муза". Каждый такой фестиваль даёт людям, которые талантливы, веру в то, что они что-то могут. Это самое главное. Вторая их функция - объединение людей в сообщества, которые живут в культуре самореализации. И третья функция - связь с другими регионами. Необходимо найти друг друга, объединиться. Вы впервые стали членом жюри модного фестиваля? Почему решили оценивать одежду? Да, раньше такого не было. Но так как я сам художник, я всё понимаю. Омск - один из центров российской моды. Можем ли мы стать столицей российской моды, или в силу географического положения это проблематично? Не то, что можно, это нужно делать. Но нужно, чтобы вас кто-то поддерживал сверху, хотя вроде поддерживают. С другой стороны, надеяться только на это нельзя. Сверху сделать нельзя, а помочь можно. Есть желание в рамках Омской арт-резиденции сделать что-то рекламное? Вернуть фестиваль "ПОРА", например? Да, можно сделать, надо об этом поговорить. Это было бы интересно. Но делать, скорее, нужно будет с уклоном в сторону дизайна. Мы говорили с Эммой о том, что здесь можно было бы сделать сибирский центр дизайна. Чтобы сюда приезжали учиться из Индии, Китая. Но на всё это нужны деньги и силы. Нынешнее поколение ребят менее упёртое, чем раньше. Они не хотят упираться рогом, думая, зачем это нужно, когда есть другие места, где можно реализоваться. Поколение, к которому принадлежим мы с Эммой, берётся и тащит. Для того чтобы реализовать что-то подобное Арт-резиденции, нужно несколько таких человек. Омскому театру мод "Образ" исполняется 35 лет. К юбилею планируется издать книгу. Вы также будете участвовать в этом проекте? Я вообще книжный график и предлагал сделать не то, чтобы книгу, а целый интерактивный проект. Ведь книга - это некая фиксация. Вот есть Иерусалим Горний и Иерусалим Дольний, то есть верхний и нижний. Есть объекты какие-то сакральные, у них всегда есть что-то на земле, и есть его образ на небе сверху. Я считаю, что надо делать не только книгу, но и портал, который будет говорить не только про то, что было, но и про то, что есть и что будет. Сделать из этого такую систему, которая будет обеспечивать возможность взаимодействия между людьми. Что-то вроде нетворкинга в этой области. Чтобы люди, которые вышли из этого театра, были постоянно задействованы. Фото: Илья Петров

Анатолий Ясинский: "Культура выживания разрушает Омск"
© Омск Здесь