Без вымысла, но с блеском. Лучшие литературные новинки в жанре нон-фикшн
Ольга Романова "Русь сидящая" Фото: Издательство Corpus Не верьте предрассудкам. Не верьте аннотации. Не верьте даже обложке книги. Просто берите и читайте! Иначе пропустите что-то важное. В книге Ольги Романовой собраны жизнеописания разных людей, обычных с виду: бизнесменов, служащих госструктур, влюблённых романтиков и других, ничем не примечательных. Нет, конечно, не все они ангелы! Есть среди них и прирожденные мошенники, и проститутки, и воры, и убийцы, и драгдиллеры. Но их объединяет одно: оборванные милостью (точнее, немилостью) Фемиды судьбы. Книга Ольги Романовой – об узниках отечественных мест лишения свободы. Кто-то попал туда по заслугам, а кто-то - из-за несовершенства судебной системы. Лейтмотив книги – извечная истина: "От сумы да от тюрьмы не зарекайся! Рассказы о людях, которые ещё вчера бок о бок ездили с вами в транспорте, обслуживали вас в магазине, жили в соседней квартире, не уступают самым "накрученным" кинодрамам. Но они подлинные. Бэнкси "Стена и граффити" Граффити Бэнкси. Фото: журнал GEO Бэнкси - человек-загадка, гениальный художник, которого никто не видел. Говорят, куски британских стен, на которые он брызгал из баллончика с краской, вырезают и продают на аукционах за миллионы долларов. Бэнкси давно уже ассоциируется в мире стрит-арта с современной мифологией, тайнами, интригами, провокациями и скандалами. Книга о Бэнкси суммирует самые значимые и громкие. Давно настала пора ответить на вопрос, кто же он на самом деле - фейк или реальный персонаж? Я думаю – и составители книги тоже - что в первую очередь он бунтарь! Нет, не вандал. Но человек, которому тесно в этом мире со всеми его ограничениями. "Если вы хотите, чтобы на кого-то не обращали внимание, сделайте его бронзовую статую в натуральную величину и поставьте в центре города. Неважно, насколько великим ты был - люди заметят тебя лишь тогда, когда какой-нибудь пьяный дурак на тебя не залезет!" - говорит герой книги. Издание также приводит множество интересных фотографий ироничных и даже остросюжетных граффити, направленных против войны и капиталистической политики. А пока я писал этот текст, люди из издательства "Бомбора" подсуетились и под закрытие очередной выставки выпустили ещё одну книгу о Бэнкси. Видимо, ей тоже суждено стать бестселлером. Владимир Мукусев. "Взгляд сквозь время" Фото: Лабиринт На рубеже 1980-х годов в отечественном телевидении произошла революция: телекомпания "ВиD" выпустила программу "Взгляд". С 1987 по 2001 год ведущими "Взгляда" были Влад Листьев, Александр Любимов, Игорь Кириллов, Сергей Бодров-младший, Евгений Додолев и журналист Владимир Мукусев. В 1987 году он получил премию "Эмми" за легендарный фильм "Ленинград — Сиэтл. Год спустя". А в 2018 году выпустил книгу "Взгляд сквозь время". Как говорит сам автор, эта книга – дань уважения тем, кого не успел пригласить к себе в эфир во "Взгляд". Да, сейчас программы нет, но люди остались. Так что у Мукусева получился сборник интервью с деятелями искусства, политиками, да и просто с друзьями. Однако сборник интервью, направленных в прошлое. С первой же главы поднимаются вопросы, на мой взгляд, далекие от сегодняшней реальности. Автор и его собеседники бесконечно "рефлексируют" по "бесхребетности" 90-х годов, как будто в них и остались. Настроения их упаднические. Народный артист РСФСР Сергей Юрский сетует на то, что театр стал развратным и пошлым; композитор Александр Журбин не скрывает, что российской музыки больше нет; все вместе сожалеют о том, как испоганили Санкт-Петербург. И в каждой строчке тоска по пережитым временам. Но послушайте! Время шагнуло далеко вперед и стало другим. Не стоит ли просто жить, дышать и давать дышать другим так, как они хотят?.. Однако книгу стоит прочитать хотя бы ради поразительного интервью Вячеслава Полунина. Это не интервью, а глоток воздуха в беспросветном потоке анахронизма. Читаешь и видишь за строками человека, который бесхитростно любит жизнь. После чтения сразу хочется улыбнуться прохожему. Илзе Лиепа. "Мой балет" Фото: Ozon.ru Подзаголовком к этой книге могла бы стать сакраментальная фраза: всё, что вы не знали о балете, но боялись спросить. Ода деятелям хореографического искусства от Илзе Лиепа похожа больше на википедийный справочник. Может быть, она не откроет вам балет как художественное явление, но занавес перед некоторыми тайнами, безусловно, приотворит. Волшебные закулисья "Ла Скала", восторженная публика "Метрополитен-опера", тайны "Опера Гранье", звёздная сцена Мариинки и интриги Большого. На каждой из этих площадок оживают истории героев книги. Погружаясь в этот мир, вдруг понимаешь: они, балетмейстеры, творцы великого искусства – люди с другой планеты, вынужденные жить в реалиях бренной Земли. Краткие биографии героев текут как адажио Альбинони: у подавляющего большинства впоследствии великих людей было нищенское, убогое детство, а далее – упорный труд, отсутствие полноценных семей, неудачи в личной жизни. Но аверс этой темной стороны медали – победы на сцене и всемирная слава! От некоторых подробностей жизни Айседоры Дункан и Ольги Спесивцевой, признаюсь, холодеет в груди, но, тем не менее, эти люди оставили после себя наследие, которое сложно переоценить. Мировые войны, безжалостные революции, блокадный голод, отсутствие элементарных условий для работы – ничто не могло погасить огонь в сердцах выдающихся танцоров большого балета. Таковым был их своеобразный жизненный экзерсис. И, видимо, поэтому они собирали огромные залы и воспаляли своим искусством умы поэтов и царей.