В чём польза "Клюквы"? О карикатуре российской и зарубежной
Злободневных тем сейчас и в Челябинской области, и в целом по стране много, а карикатур почему-то мало. Неужели этот жанр исчезает? Более 30 лет назад художник Николай Чернышёв организовал клуб карикатуристов «Клюква», который до сих пор существует в Снежинске. За время своего существования клуб, где обучают детей искусству карикатуры, завоевал множество российских и международных наград. Глаза побольше, нос поменьше! Корреспондент «АиФ-Челябинск» Эльдар Гизатуллин: - Верно ли, что вы начинали с портретов одноклассников, а один из первых советов вам дала учительница, которой не понравилось, как вы её нарисовали? Николай Чернышёв: - Моим учителем был не только наш школьный учитель рисования Александр Тутынин, но и художник из Дании Херлуф Бидструп. Я очень многое взял у этого художника: манеру изображения, линейность в рисунке. А наши Кукрыниксы помогали своими советами из журнала «Крокодил». Позже, в конце 1980-х и в начале 1990-х, я основательно познакомился не только с графическими работами знаменитой троицы, я влюбился в юмористическую живопись, которой безнадёжно болею до сих пор. В общем, завёл я в 12 лет толстую тетрадь в клеточку о 96 листах и на каждом листе делал зарисовки одноклассников синей шариковой ручкой. Этим я прославился сначала в своём классе, а потом и на всю школу, потому что в эту тетрадку хотели попасть ученики из параллельного класса и старшеклассники. А наша первая учительница Нина Кутявина, после того как увидела мой набросок на неё, дала простой, но важный совет: «Когда рисуешь женщину, Коля, делай ей глаза побольше, а нос поменьше!» Этим её советом пользуюсь до сих пор. - Создаётся впечатление, что карикатуры в последнее время стало меньше по сравнению, например, с советскими временами. Почему, как считаете? - Карикатур стало меньше в периодических изданиях и газетах, потому что появились красивые картинки, фотографии, коллажи. Молодёжи и людям среднего возраста карикатура стала уже неинтересна - думать им просто некогда, сейчас же время космических скоростей. Но по сравнению с советскими временами карикатуры стали более утончёнными и технически более совершенными. Многие карикатуристы работают сейчас на планшетах и уже забыли, что такое карандаш. Раньше, если вы хотели отдохнуть, посмеяться, на всю семью выписывался журнал или газета (например, «Крокодил»), где было много карикатур, юмористических рассказов. А в наше время можно набрать интересующую юмористическую тему в соцсетях или поисковике. С другой стороны, появилась кроссвордная индустрия, где карикатура востребована. - Но разве политической карикатуры не стало действительно меньше? - Опять не согласен. Она есть. Из-за невозможности пробиться на страницы массовых изданий политическая карикатура нашла для себя выход опять же в Интернете. Я знаю очень интересного художника, который профессионально занимается политической карикатурой. Это художник-карикатурист из Воронежа Сергей Ёлкин. Каждое событие, которое происходит в России, он освещает. Я политической карикатурой не занимаюсь. Хотя шаржи на политических деятелей рисую и участвую в международных конкурсах. - Вы наверняка изучали работы карикатуристов из разных стран. В чём отличия? - Отличия есть, и это обусловлено многим. Например, отношение к женщине в мусульманских странах влияет на образы в карикатурах. Или же среда обитания, климат. Так, карикатурист из Индонезии не сможет нарисовать «зимнюю» карикатуру. Особенности преподавания рисования в странах тоже накладывают отпечаток. Сейчас рассвет карикатуры на Востоке (Китай, Индонезия, Иран, Турция) и медленное угасание на Западе. Но шаржи на Западе рисуют лучше. Это не только моё сугубое мнение. У них нет догм, рутины, приветствуется новаторство. Они более раскрепощённые и свободные. А мы в карикатуре не первые, но и не последние. Наша карикатура хороша тем, что всё-таки у нас есть своя школа, великие представители, которых мы знаем с детства: Радлов, Моор, Дени, Кукрыниксы. Золотая рыбка стала скелетом - Для Челябинской области особенно актуальна тема экологии. Есть ли она в ваших работах? - Эта тема актуальна не только в Челябинской области. Недавно у нас открылась выставка нашего клуба «Клюква». Она посвящена Дню работника атомной промышленности. Скоро выставка будет путешествовать по всем закрытым городам, и не только Челябинской области. Рисовал на эту выставку не только я, но и все мои воспитанники. Лучшие работы войдут в небольшой проспект, который мы собираемся отправить в Росатом. А вообще планируем выпустить альбом карикатур по экологии. Надо только грант выиграть. Я думаю, что наша выставочная деятельность и публикации наших работ в СМИ, в Интернете на экологическую тематику привлекут сотни, тысячи людей в нашей стране и за рубежом. Вспомнил ещё, как в 2008 году в «АиФ-Челябинск» была напечатана моя карикатура про старика и золотую рыбку, которая из-за сбросов предприятий технологических отходов в водоём стала скелетом. Актуальности не потерял этот рисунок, хотя и прошло десять лет. И можно хоть сейчас напечатать его в любом регионе России. - Получается, что лучше всего с помощью выставок привлекать внимание к экологическим проблемам? - У нас со зрителем «говорят» не только карикатуры. Учёный из ВНИИТФ Даниил Шмаков и его команда выступает на наших выставках с лекциями о «зелёной» энергии, к которой причислены не только солнечная энергия, но и энергия атомных электростанций. Скоро наши работы будут показаны в двух-трёх закрытых городах: Снежинск, Озёрск, Лесной. Переговоры идут с Трёхгорным, Новоуральском. Кому дали орден «Длинношеих»? - Вы давно занимаетесь с детьми. Образы и подача в работах детей меняются? Например, 15 лет назад и сейчас. - С детьми я начал заниматься в 1985 году в изостудии ДК «Октябрь». И первое крещение карикатурой мои ребята получили в выставке, которая называлась «Пьянству - бой». Для меня главным вопросом тогда в нашей изостудии был вопрос «как учить детей?». Пособий и программ по карикатуре не было, кроме книжки Бориса Ефимова «Школьникам о карикатуре», но она была больше всё-таки для чтения. Главная заповедь поэта - «глаголом жечь сердца людей», а карикатуриста - бить не в бровь, а в глаз! Вот мы и то в бровь, то промеж ушей, но всё-таки двигались в правильном направлении. Об этом говорили наши первые детские дипломы с международных выставок. Материалы у нового поколения «Клюквы» намного лучше и современнее. Например, современные чёрные гелиевые ручки - сравните с тушью и пером! А потом и информации у «новоклюквинцев» больше, а от этого образы и фантазия рисунков на высоком уровне. Тем не менее наши дети все гениальные. Главное - постоянно им об этом говорить. И карикатуру нарисовать им - как два пальца об асфальт! - Кстати, почему клуб назвали именно «Клюква»? - Основали клуб три человека: я и двое моих товарищей - Олег Лебедев и Юрий Машин. Без поддержки этих замечательных людей «Клюква» бы не стала развесистой. Задумывали мы с ребятами не просто клуб, а творческое объединение, где не только рисуют, а пишут эпиграммы, стихи, сочиняют юмористические рассказы, песни. И 1 апреля 1985 года в театре ЧТЗ в Челябинске родился уральский клуб карикатуристов «Клюква», действующий до сих пор (но уже в Снежинске. - Ред.), несмотря на погоду, время и непростые житейские условия. А если расшифровать слово «Клюква», получим «Клуб любителей юмора, карикатур, весёлого афоризма». У нас есть свой флаг, свой гимн, даже свой орден, которым мы награждаем не только американских шпионов и президентов, но и организации, радиостанции, известных писателей, поэтов, бардов. А в начале нашего века, году так в 2008-м, когда «АиФ-Челябинск» возглавлял Кирилл Зернов, мы вручили редакции орден «Длинношеих» под №135. И нарисовали дружеские шаржи на всех сотрудников челябинского «АиФа».