Фрики академической музыки. Кто они?

Фрик – человек, поведение которого сильно отличается от образа действий большинства. Его всегда заметишь в толпе, ведь и манера общения, и внешний вид такого прохожего привлекает особое внимание. Представителями фриковой культуры в сфере музыки обычно являются поп- или рок-исполнители. Их появление на эстраде предсказуемо. Постепенно люди перестают удивляться нарядам Жанны Агузаровой, видеоклипам Мэрилина Мэнсона и Леди Гага. Но если вы думаете, что для приверженцев академической музыки такое поведение непозволительно, то сильно ошибаетесь. О том, как появление звукозаписи влияет на исполнителей, композиторов и слушателей мы уже говорили. Разобраться в этом вопросе помог скрипач и молодой композитор Артур Зобнин. На той же лекции музыкант рассмотрел взаимосвязь между появлением звукозаписи, сети Интернет и фриковой культуры. Зависимость, как выяснилось, прямо пропорциональная. Чем больше становится студий звукозаписи, тем больше людей имеет возможность фиксировать свои творческие порывы. Вспоминаю, как однажды подруга решила показать мне злачный квартал Санкт-Петербурга. Шли мы мимо баров, никого не трогали, как вдруг подбежал молодой человек и предложил: «Девушки, заходите к нам! Только сегодня и только для вас бесплатное караоке!». Подруга схватила меня за рукав, оттянула в сторону и, смеясь, ответила промоутеру: «Бесплатное караоке? Ну, уж нет. Вам придется заплатить, чтобы я замолчала!» Не знаю, какими вокальными способностями обладает моя приятельница, но с самоиронией у нее точно все в порядке. К сожалению, не все люди способны адекватно оценить свои возможности и дарования. «Раньше хорошие звукозаписывающие студии были лишь в крупных городах и пускали туда далеко не всех. Продюсеры, музыканты и звукорежиссеры отбирали только лучшие материалы. Но уже тогда звукозапись позволила фиксировать и парадоксальные случаи, — пояснил Артур Зобнин. -Теперь же студий огромное количество! Не знаю, сколько их в Екатеринбурге, но в Санкт-Петербурге даже считать бесполезно. И каждый день, в каждой студии города работают артисты. Представьте, какой это объем информации. По большому счету, сегодня любой человек может снять студию за небольшие деньги и записать песни своей группы, или сольные композиции. Ему обеспечат все: монтаж, сведение, нужное количество дублей. И даже если человек играет на уровне 6 класса музыкальной школы, при желании, его продукт доведут до нужной кондиции. С записью Юрия Башмета такое исполнение вряд ли сравниться. Но, при наличии нужной суммы денег, технические средства позволят максимально приблизить реальный результат к желаемому». Деньги во все времена играли не последнюю роль. Обеспеченным людям подняться по карьерной лестнице всегда было куда проще, нежели остальным. Чем объяснить популярность Флоренс Фостер Дженкинс? Я понятия не имела о существовании этой «оперной певицы» и на лекции впервые услышала голос дивной барышни. Честно сказать, с трудом сдерживала смех. Ария Царицы ночи в ее исполнении оставила неизгладимые впечатления. В таких случаях обычно говорится: ну и что, что не ритмично, зато фальшиво! Артур Зобнин рассказывает о Флоренс Фостер Дженкинс «Флоренс Фостер Дженкинс – одна из первых музыкальных фриков. Дама родилась в богатой семье: ее отец был крупным промышленником и финансовых бедствий не предвиделось. Девушка мечтала учиться музыке, но со способностями у нее было туго. Каких только педагогов родитель не нанимал, ничего путного не выходило. Однако ее желание петь было сильнее всех преград. Флоренс поругалась с отцом и стала сама искать возможности, чтобы реализоваться в музыкальной сфере. И у нее все получилось. В 20-х и 30-х годах она очень часто выступала. На эти концерты набивался полный зал публики. Остались воспоминания ее современников, которые красочно описывают ситуацию. На своих выступлениях Фостер Дженкинс выла, мычала, не попадала в ноты. Это можно было назвать чем угодно, только не оперным вокалом. Все заканчивалось тем, что публика лежала на полу от хохота. И самое парадоксальное то, что сама «певица» не воспринимала смех, как порицание. Считала, что поет гениально и люди ей просто завидуют. Популярность Флоренс Фостер Дженкинс была настолько высокой, что в какой-то момент ей предложили записали диск. Именно эти записи теперь и ходят по всем социальным сетям» — сказал лектор. Кроме того, в 2016 году вышел фильм, посвященный Фостер Дженкинс. Картина не документальная и всей правды о горе-певице мы не узнаем. Зато главную роль исполнила обладательница премии «Оскар» Мэрил Стрип. Я считаю, этого достаточно, чтобы заинтересоваться и просмотреть хотя бы трейлер. Обычно о Флоренс Фостер Дженкинс наши современники узнают именно благодаря аудиозаписям, сделанным в студии. А нынешним фрикам для демонстрации своих опусов и студию искать не обязательно. Если у вас дома стоит неплохой рекордер, и вы имеете доступ к аудио редактору, то считайте – дело в шляпе. Записываете музыку или голос, обрабатываете и выкладываете в сеть Интернет. Авторы музыки тоже бывают «фриковаты». Во время беседы Артур Зобнин рассказал о человеке, который позиционирует себя, как композитор: «Роман Политыкин – композитор из Санкт-Петербурга, бизнесмен и директор крупной клининговой компании. Он учился в музыкальной школе уже в зрелом возрасте. Ходил на лекции о музыке, на академические концерты. В итоге, человек знает много произведений, сочиняет свои, но по-настоящему нотировать собственные композиции не умеет. Роман записывает треки с помощью синтезатора и работает по принципу: первая пришедшая в голову мысль – лучшая. Вообще, для композитора всегда важно решить: что отсечь, а что оставить. Роман Политыкин оставляет все треки, ничего в них не меняя. Парадокс еще и в том, что он старается перенести свои опусы на бумагу, периодически просит различных музыкантов писать партитуры». И сонаты Романа Политыкина, и звучание голоса Флоренс Фостер Дженкинс, и композиции других «академических фриков» вы легко можете найти в сети Интернет. Правда, не все любят такие музыкальные «изделия». В большинстве своем, люди привыкли воспринимать продукт фриковой культуры, как нечто странное, непонятное, отталкивающее. Но неординарные личности нам нужны! Их творчество обязывает остановиться и подумать: что такое хорошо и что такое плохо?

Фрики академической музыки. Кто они?
© Уральский меридиан