Войти в почту

Дань памяти Ситковецкому

Фестиваль памяти одного из самых ярких и самобытных скрипачей советского периода Юлиана Ситковецкого пройдет в три этапа. Второй концерт фестиваля состоится 7 ноября, в день рождения выдающегося музыканта. Представители разных скрипичных школ: Клара Джуми Кан, Массимо Кварта и Валерия Абрамова, которые выступят совместно с Камерным ансамблем "Солисты Москвы" под управлением народного артиста СССР Юрия Башмета, почтят память великого артиста своим музыкальным приношением. 28 ноября концерт Mozart-night закроет фестиваль. Мировая скрипичная известность Арабелла Штайнбахер, Юрий Башмет и "Солисты Москвы" выйдут на сцену Большого зала в 22:30. У Юлиана Ситковецкого, ученика Абрама Ямпольского, все сложилось не так, как он того заслуживал. Победитель и лауреат всех возможных на тот момент Всесоюзных и Международных конкурсов: Всесоюзный конкурс исполнителей, 3-я премия (Москва, 1945 г.); Фестиваль демократической молодежи, 1-я премия (Прага, 1947 г.), Международный конкурс им. Г.Венявского, 2-я премия (Познань, 1952 г.); Конкурс им. бельгийской королевы Елизаветы, 2-я премия (Брюссель, 1955 г.), представитель блестящей плеяды музыкантов советской скрипичной школы ушел из жизни накануне своего 33-летия в 1958 году. За свой короткий творческий путь он успел достичь вершин мастерства, глубины постижения музыки и совершенств стиля и формы, оставив заметный след в истории отечественной и мировой скрипичной школы. Сегодня об этом можно судить благодаря достаточно большому количеству сохранившихся записей музыканта. Спустя много лет после его смерти они начали понемногу выходить в свет, отзывы - печататься в музыкальных журналах, появился всеобщий интерес. Фото: Пресс-служба РКА/Михаил Брацило Концерт-открытие фестиваля "Скрипач на все времена" в исполнении самого известного итальянского камерного оркестра "Солисты Венеции" более чем достойно отдал дань памяти и Юлиану Ситковецкому, и своему основателю и бессменному руководителю коллектива Клаудио Шимоне. Маэстро не дожил до 60-летнего юбилея своего детища в 2019 году. Титулованность коллектива "Солисты Венеции", его бесчисленные награды, премии, участие в самых престижных фестивалях, огромное количество записей, опубликование музыковедческих изысканий, наконец, Почетный знак от Европарламента в 2008 незамедлительно сказались в первых же тактах Третьей сонаты для струнных Джоакино Россини, открывшей концерт. Выстроенность звучания, его баланс, благородство "симфонического" фортиссимо в камерном составе заставили прекрасную акустику БЗК беспрекословно подчиниться смычкам венецианцев. Вибрировали, кажется, даже портреты композиторов, чинно взиравшие со стен. Очень динамически умело ансамбль заполнял пространство зала, мастерски "жонглируя" реверберацией многократных отражений собственного звука от всех возможных поверхностей и предметов. Профи, ничего не скажешь. Градация динамики в обе стороны не знала пределов. И самая удивительная черта - в их исполнении присутствовала "театральность" во всех смыслах. "Увертюрность" исполнения с последующей интродукцией всех музыкальных тем-персонажей, как это принято в опере, и искрящийся внешний артистизм самих музыкантов на сцене. Виолончелисты, которые живо "общались" со скрипками, будто перекидывались театральными репликами, влюбляли в себя. Вдвоем они умудрялись звучать как группа из нескольких пультов большого театрального оркестра; порой прикидывались неразличимым плеском воды о бесшумную гондолу. Всем нутром оркестр чувствовал музыку Россини и блистательно ее преподносил слушателю. Дальше - больше. Кларнет Лоренцо Гуццони красноречиво говорил и пел голосами традиционных оперных типажей в Вариациях Сальери на тему Россини из оперы "Эдуардо и Кристина". Солист создал идеальную форму исполнения сочинения. Медленная интродукция, разнохарактерные вариации, театральные паузы, ферматы, а также технические совершенства игры кларнетиста - все работало на стройную конструкцию, заставившую восхититься музыкой Джироламо Сальери и послать упрек в сторону Пушкина. (Сальери - прекрасный профессионал-ремесленник, подготовивший почву для будущего расцвета профессионализма Моцарта.) Оркестр, сопровождающий солирующий кларнет, убедил всех, что он играет из "оркестровой ямы". Так чутко оркестранты аккомпанировали Гуццони. Заявленная программа была очень раритетна: Концерт для контрабаса и струнных Доменико Драгонетти (солист Габриеле Раггьянти-контрабас), Бравурные вариации на одной струне для скрипки и струнных Никколо Паганини на тему Россини (солист Лучьо Дегани-скрипка), Вариации для флейты-пикколо и струнных Фредерика Шопена на тему Россини (солистка Алессия Аста-флейта-пикколо). Совершенно привело в восторг исполнение оркестром пьесы Луиджи Боккерини "Патруль Мадрида", где "Солисты Венеции" в который раз продемонстрировали свое искусство владения динамикой и разнообразием звучания. Эффект движения городского ночного дозора издалека, максимального приближения и его уход был фантастическим. Оркестр "Солисты Венеции". Фото: Пресс-служба РКА/Михаил Брацило Завершилась основная часть программы, как и началась, Вариациями самого Россини для кларнета и струнных на темы из его опер. На сцену опять вышел Лоренцо, так и хочется сказать "Великолепный", Гуццони. Во всяком случае, сыграно было точно великолепно. Щедрая на номера неосновная часть программы концерта еще больше воодушевила публику. Под занавес была преподнесена музыкальная шутка Джоакино Россини, остроумно разыгранная и театрально сыгранная музыкантами оркестра "Солисты Венеции". Два незадачливых альтиста по партитуре Россини, не участвовавшие в пьесе, ищут свою партию и вступают все время с другой музыкой, вызывая негодование коллег и хохот в зале. В этот вечер камерный оркестр "Солисты Венеции" воссоздал картину оперно-инструментального мира Россини и его времени. Очень захотелось в Венецию в оперный театр "Ла Фениче".

Дань памяти Ситковецкому
© Ревизор.ru