«Не забывай свои корни!». Кого на Урале считали «гулящим человеком»
«Как говорил Мамин-Сибиряк, в конечном счёте жизнь каждого из нас является итогом жизни всех наших предков», - напоминает доктор исторических наук Алексей Мосин. «Гулящий человек» Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Алексей Геннадьевич, известно, что вы изучаете историю своего рода. Как возник этот интерес и как далеко уже удалось заглянуть? Алексей Мосин: Я часто бывал у бабушки – матери своего отца - в Берёзовском. Она была дочерью крестьянина, жила в своё врем в селе Каменное озеро, там мой папа родился. Так вот, как-то бабушка начала вспоминать свою молодость, называя имена, фамилии, деревни... А я в то время учился на историческом факультете, и мне всё это показалось очень интересным. Кое-что записал, даже схемку небольшую родственных связей нарисовал на листочке. Потом приехал домой, положил листочек в письменный стол и... надолго про него забыл. Это было в конце 70-х годов. Прошло лет десять. Однажды, прибираясь в столе, я этот листочек увидел. И мне, откровенно говоря, стало стыдно – я историк, кандидат наук, работаю в архивах, а ничего не знаю об истории семьи, кроме того, что рассказывали дедушки-бабушки. С этим листочком я пошел в архив и первое, что сделал, – нашёл метрическую книгу церковного прихода села, в ней была запись о рождении бабушки, а там были указаны её родители. И я стал этот клубочек разматывать дальше, всё глубже погружаясь в историю. Обращался в архивы Москвы, Тобольска, Перми... Сейчас, если отсчитывать от моих внуков, то по линии Мосиных можно восстановить по именам родословие в 16 коленах. То есть я знаю, как звали моего предка по этой линии в 14-м колене, его звали Иов, он был пинежским крестьянином. Внук этого Иова – Моисей - переселился на Урал. В начале 1646 года он здесь упоминается в интересном документе – крестоприводной записи. Тогда на российском престоле появился новый государь – Алексей Михайлович, и происходило крестоцелование (что-то вроде принесения присяги) – это должны были делать все, включая крестьян. Так вот, в этом документе Моисей был записан как «Моска, Сергеев сын, пинежанин, гулящий человек». Гулящий обозначало, что он пришёл с прежнего места жительства, а здесь ещё не определился. Вскоре он последовал в беломестные казаки, лет десять отслужил. А потом, видимо, земля потянула, всё-таки корни крестьянские, и они с одним деревенским жителем «махнулись не глядя»: он перешёл в крестьянство, а того подверстали вместо «Моски Сергеева» в беломестные казаки. И дальше уже чисто крестьянская история. Когда Моисею было под 70, он со всей семьёй переселился южнее вёрст на 200, на речку Каменку. И там была основана деревня, названная в честь него Мосино. Она существует до сих пор, и это наша историческая родина. Черты предков - Но вы историк, знали, какими путями идти. А обычному человеку возможно изучить свой род самостоятельно? Или лучше обращаться к специалисту? - Конечно, лучше обратиться к специалисту, но не у всех есть такая возможность, в том числе материальная. Если человек готов этим заниматься сам – хорошо, но это потребует немалого времени, недюжинного упорства, определённых средств (ведь может оказаться, что корни уходят в другие регионы или вообще за границу). Кроме того, придётся овладевать многими навыками. Скажем, приходит человек в архив и часто оказывается беспомощным, так как не знает, где, что и как искать. Но даже если он нашёл документы, их нужно прочитать, а это может быть скоропись XVII-XVIII веков. Так вот, чтобы помочь людям, я в середине 90-х годов разработал программу «Родовая память», стал собирать материалы. И прежде всего занялся составлением словарей фамилий, ведь фамилия – это родовой знак, родовое имя, которое передается из поколения в поколение. К слову, есть мнение, что у крестьян фамилии появились только после отмены крепостного права. Но это не совсем так. Например, нам в этом отношении повезло, поскольку на Урале эти родовые имена (фамилии) часто фиксируются уже в начале XVII века. Моя докторская диссертация так и называлась: «Исторические корни уральских фамилий». И моя работа имеет чисто практическое значение – она помогает людям начать поиски, определиться, где люди с этой фамилией жили на Урале в определённое время. Должен сказать, что сегодня всё больше людей проявляют интерес к истории своего рода. Я всегда помогаю советом, а обращаются ко мне часто: отлавливают живьём, пишут по электронке, звонят. Стараюсь по мере возможности отвечать на вопросы. - При изучении родословной может выясниться, что кто-то из предков был весьма неоднозначной личностью. И как с этим жить? - Да, эти вопросы часто возникают, людям бывает страшно заглядывать в прошлое. Я всегда отвечаю – решать вам: хотите вы знать историю своей семьи такой, какой она была, или вы боитесь, вам не любопытно. Если хотите, надо отдавать себе отчет – да, разное может открыться. Но я привык думать, что всегда лучше знать, что и как было на самом деле. Как говорил Мамин-Сибиряк, в конечном счёте жизнь каждого из нас является итогом жизни всех наших предков. Очень глубокая мысль! Ведь мы, часто не осознавая, несём в себе черты наших предков. Вот мы провели на днях акцию памяти «Возвращение имён» - читали имена погибших в годы государственного террора. Были миллионы жертв, но ведь были и десятки тысяч палачей. Если среди этих палачей был кто-то из ваших предков, как быть? Надо об этом знать, поскольку это часть истории вашей семьи. Надо об этом помнить. И, может быть, стараться в жизни своей искупать вину предков, такая судьба. Есть хорошее слово – покаяние. Часто люди говорят, мол, в чём мне каяться, ведь я ничего плохого не делал, так что покаяние – это не про меня. Но, когда мы по-настоящему узнаём историю своей семьи, мы лучше понимаем, в чём нам можно покаяться. Вот я, например, знаю, что мой дедушка – горячо любимый мною человек - отравился идеей всеобщего благоденствия, равенства, счастья. В 16 лет он вступил в комсомол, а в 18 лет – в партию. И я знаю, что он участвовал в закрытии церкви в родном селе Нижегородской области. Мне очень важно было это знать. Лет десять назад я был в этом селе, слава Богу, храм не был разрушен и сейчас уже восстановлен. Но я, как его внук, как человек, его любящий и очень многим ему обязанный, несу в себе часть его вины. В этом, в частности, может быть и моё покаяние. Мы разными путями приходим к пониманию каких-то важных вещей в жизни, в том числе к пониманию важности знаний об истории своей семьи. Но стоит в это погрузиться, как осознаешь, насколько это волнующе. Вот говорят: надо идти в горы или прыгнуть с парашютом, чтобы получить адреналин. Уверяю, когда ты садишься в архиве, получаешь документы и находишь там сведения о своих близких, такой адреналин получаешь! Совершенно особое чувство испытываешь. Подпишите фото! - Согласитесь, насколько проще было бы проследить историю семьи, если бы в своё время мы внимательнее слушали своих бабушек, которые знали об этом много больше, чем мы. - Когда в семье не рассказывают о том, кто были предки, и в этом беспамятстве проходят два-три поколения, очень трудно бывает восстанавливать информацию. Мне часто доводилось встречаться с тем, что люди приходят и говорят: «Вот у нас бабушка так много знала! Столько могла рассказать! Но мы молодые были, нам это было не интересно. А теперь не знаем, где искать, с чего начинать, где наша малая родина». Двенадцать лет тому назад была издана моя книга «Мой род в истории», которая была рекомендована в качестве учебного пособия для школы. Я выстроил в ней три колонки хроники событий, начиная с 1701 года: что происходило на Урале, в России и в мире за пределами России. А четвертую колонку оставил чистой – туда каждый может записать, что в то или иное время происходило в истории его собственной семьи (но для этого надо знать её достаточно глубоко). Это даёт возможность увидеть историю своей семьи на фоне истории родного края, страны и мира. Невероятно интересно! Например, мой прапрапрадедушка Пётр Степанович Мосин родился в 1809 году в деревне Мосино. А в России в этом году родился Николай Васильевич Гоголь, а в США – Авраам Линкольн, а в Англии – Чарльз Дарвин. Они, оказывается, не просто современники – одногодки. Захватывающе интересно об этом узнать! Наше министерство образования объявило конкурс на лучшее заполнение этой книги, и ребятишки вместе с родителями, с учителями её заполняли. Дело, конечно, не в конкурсе, а в том, что появляется интерес к истории своей семьи. Когда эти книги вышли из типографии, они были все одинаковые, но как только с ними начинают работать, что-то туда вписывать, они становятся разными, уникальными, становятся достоянием семьи. Поэтому я всем говорю – фиксируйте живую память рода, будьте летописцами своей семьи. Надо успеть записать воспоминания старших, надо подписать старые фотографии, пока рядом с тобой люди, которые помнят, кто на них. И вообще, посмотрите, что хранится в вашем домашнем архиве, разберитесь в документах, в том, какую информацию они вам дают. С этого можно начать серьёзные поиски.